«Россия и НАТО не возвращаются к прежней кооперации», — подчеркивал Столтенберг на пресс-конференции 20 апреля. Действительно, диалог представителей стран — членов Североатлантического альянса и РФ в рамках Совета Россия — НАТО был прямолинейным и в этом смысле полезным, соглашался политик.
«Между сторонами остаются серьезные разногласия, которые мы до сих пор не преодолели, — добавил Столтенберг. — Практическое сотрудничество в рамках Совета Россия — НАТО не возобновится, пока РФ не будет уважать международное право. Тем не менее мы остаемся открытыми к диалогу». Генсек НАТО подчеркнул, что следующая встреча с отечественными дипломатами в этом формате пока не запланирована.
Совет Россия — НАТО оказался парализован в 2014 году, после смены статуса Крыма с украинского на российский. По мнению альянса, Россия нарушила международное законодательство, присоединив полуостров без согласия на то Украины. Москва парирует, что крымчане использовали свое право на самоопределение, организовав референдум и почти единогласно выступив за вхождение в состав РФ.
Крымская проблема остается главной для нынешнего состояния отношений между Москвой и НАТО. Именно ее имел в виду Столтенберг, говоря о нарушении международного права со стороны РФ.
Тем не менее по трем темам переговоры возобновились. Первая — это процесс урегулирования конфликта на востоке Украины. И Россия, и НАТО на переговорах в среду единогласно высказались за реализацию минских соглашений, требующих от Киева, ЛНР и ДНР соблюдения режима прекращения огня, проведения выборов в самопровозглашенных народных республиках, пользующихся поддержкой Москвы, а также конституционной реформы на Украине.
«Мы в корне не согласны с российской интерпретацией событий на востоке Украины. Это не гражданская война, — заявил Столтенберг на конференции. — Россия оказывает всестороннюю поддержку местным сепаратистам». Тем не менее НАТО ожидает, что власти России не меньше, чем европейские страны, заинтересованы в преодолении конфликта, добавил политик.
Вторая тема — укрепление координации действий между ВС НАТО и РФ для избежания опасных инцидентов. Последний из них случился на прошлой неделе, когда отечественный бомбардировщик Су-24 совершил опасный маневр над эсминцем Donald Cook в Балтийском море. Россия, в свою очередь, обеспокоена расширением военного присутствия НАТО у своих границ.
Третья проблема, сближающая НАТО и Россию, — это Афганистан. Альянс до сих пор сохраняет здесь военное присутствие, а Россия обеспокоена увеличением активности террористических группировок, включая радикальное движение «Талибан» (организация запрещена в России), у границ бывших советских республик в Центральной Азии, через которые открывается путь в РФ.
Тень Медведева
По словам Столтенберга, нынешняя встреча в рамках Совета Россия — НАТО ни в коем случае не говорит о потеплении отношений между Москвой и главным оборонным блоком Евросоюза. Он дважды подчеркнул, что Североатлантический альянс собирается пересмотреть Венский документ, заключенный под эгидой ОБСЕ, на основе которого Россия и НАТО взаимодействовали в сфере безопасности с 1990-х годов. В его устах это прозвучало если не угрозой, то серьезным предупреждением.
О каких конкретно изменениях в документе может идти речь, генсек НАТО не пояснил. Однако очевидно, что альянс уже начал работу над бумагой, которая изменит структуру обеспечения безопасности в Европе. Эта идея, по крайней мере в нынешней формулировке, копирует предложения, которые еще в 2008 году высказывал тогдашний президент России Дмитрий Медведев.
Это произошло после российско-грузинского военного конфликта в Южной Осетии — предыдущего международного столкновения, которое угрожало европейской стабильности. Тогда НАТО и России удалось сохранить отношения, однако уже тогда стало очевидно, что взаимное недоверие растет.
«Уже тогда Медведев говорил о том, что российские власти рассматривают расширение НАТО на восток как угрозу собственной безопасности — вне зависимости от того, что утверждал альянс, — рассказал «Газете.Ru» член совета ПИР-Центра Дмитрий Поликанов. — Эти сомнения президент РФ предлагал решить при помощи нового договора, который улучшит систему коллективной безопасности в Европе и уточнит туманные термины».
В 2009 году проект этого соглашения лег на стол тогдашнему генсеку НАТО Андерсу Фогу Расмуссену, однако дальше обсуждений дело не пошло.
По словам Поликанова, Венский документ к этому времени существовал и уже выглядел устаревшим. Впервые документ был подписан в 1991 году, в последний раз обновлен — в 2011-м. В нем перечисляются основные механизмы для предотвращения военных инцидентов в Европе, а также система информирования стран о военных учениях.
С тем, что систему европейской безопасности на основе Венского документа пора менять, согласен и Роберт Пшель, и.о. директора информбюро НАТО в Москве. Он рассказал в интервью «Газете.Ru», что это соглашение — лишь одна из частей изначальной «триады» документов, созданных европейскими странами и Россией после окончания «холодной войны» для урегулирования международных конфликтов.
«Помимо Венского документа, это Договор по открытому небу и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Последний, кстати, уже перестал существовать, — заявил Пшель. — Сейчас очевидно, что даже при регулярном обновлении Венского документа он не может работать эффективно. Главный вопрос, который возникает и у нас, — как мы оказались в той точке, что военное присутствие по обе стороны западной границы России растет, как и число опасных военных инцидентов?»
По его мнению, особенное беспокойство в НАТО Россия вызывает своими учениями.
Согласно договорам ОБСЕ, страны-подписанты могут предварительно не сообщать иностранным партнерам о проведении военных учений, если в них принимает участие менее 9 тысяч военнослужащих одновременно. Кремль научился обходить эти правила, утверждает Пшель.
«С точки зрения буквы Венского документа каждая страна имеет право не сообщать о готовящихся учениях, если они проводятся незапланированно. Россия в последнее время пользуется этой юридической возможностью постоянно и собирает на незапланированные военные учения, по нашим данным, до 100 тысяч человек, — рассказал представитель НАТО. — Уже после того, как такие масштабные маневры завершаются, российское Министерство обороны проводит пресс-конференцию, из которой НАТО узнает детали. Но здесь есть важный момент. Хотя такое поведение юридически оправдано, с точки зрения духа Венского документа оно недопустимо».
Духом не пахнет
Пшель отрицает, что при нынешнем пересмотре документа исчезнет его дух, который в том числе основывался на идее, что Россия и НАТО больше не являются друг для друга главными потенциальными противниками на поле боя. «Напротив, если будут согласованы новые правила, они сделают координацию ВС альянса и России более транспарентными — если, конечно же, сторонам удастся договориться», — считает Пшель.
Собеседник «Газеты.Ru» подчеркивает, что сейчас НАТО особенно настроено на взаимодействие с Россией по созданию договора — наследника Венского документа. «Мы хотим как раз, чтобы новое соглашение было совместным и удовлетворяло интересам обеих сторон. Без этого напряжение не снизить», — утверждает Пшель.
Почему НАТО проигнорировало инициативу Медведева после югоосетинского конфликта в 2008 году, когда отношения еще не были так испорчены, Пшель объяснил тем, что российский проект был слишком амбициозным. «Медведевский проект слишком многого требовал от НАТО, были вопросы о том, что этот документ будет накладывать ограничения на действия альянса. Кроме того, основное обсуждение по инициативе Медведева шло в рамках ОБСЕ. Именно эта организация, а не НАТО, отвергла российские предложения».
«Если общий смысл Венского договора будет утрачен, будет очень жалко, — рассуждает Дмитрий Поликанов. — Европа от этого точно безопаснее не станет».
После заявления Столтенберга выступили представители делегаций, принимавших участие во встрече Совета Россия — НАТО. Глава отечественной делегации, постпред РФ при НАТО Александр Грушко отметил, что прошедшее мероприятие само по себе говорит о том, что проект под названием «изоляция России» провалился. «Мы прошлись по всем основным вопросам, связанным с состоянием безопасности в Европе, — рассказал дипломат телеканалу «Россия 1». — Само по себе это уже неплохо».
В то же время дипломат заявил, что сама Россия не очень-то и хочет восстанавливать отношения с НАТО. По словам Грушко, Москва «не чувствует абсолютно никакого дискомфорта» при парализованном Совете Россия — НАТО, так как сотрудничает в сфере безопасности с западными партнерами на двусторонней основе.
Согласно официальному заявлению МИД РФ, страна рассчитывает на то, что «и в НАТО смогут проявить политическую волю и продемонстрировать по-настоящему ответственный подход к налаживанию системного взаимодействия с нашей страной».