Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Русский Пулитцер за беженцев

Российский фотограф стал лауреатом 100-й Пулитцеровской премии

В США объявлены лауреаты Пулитцеровской премии, самой престижной в журналистской среде. Одним из ее лауреатов стал российский фотограф Сергей Пономарев*, награжденный за серию фотографий о беженцах. Миграционный кризис в ЕС стал единственной темой мирового масштаба, которую отметило жюри премии. Освещение украинского кризиса до сих пор не привлекает внимание американских экспертов по журналистике.

Российский фотожурналист Сергей Пономарев (признан в РФ иностранным агентом), работающий на The New York Times, стал лауреатом юбилейной Пулитцеровской премии. Он был номинирован в категории «Новостная фотография» за серию снимков беженцев из стран Ближнего Востока, пытающихся добраться до Европы в поисках лучшей жизни. В феврале 2016-го Пономарев за ту же серию фотографий был удостоен еще одной влиятельной журналистской премии — World Press Photo.

Как заявил сам Пономарев телеканалу «Дождь» (признан Минюстом нежелательной в РФ организацией) после объявления победителей, он сам «до сих пор не может в это поверить».

В других номинациях победили агентство Associated Press (за расследование о рабском труде в сетях американских супермаркетов и ресторанов), газеты Los Angeles Times (за освещение массового убийства в калифорнийском Сан-Бернардино), The Washington Post (за расследование о людях, погибших от рук полицейских при исполнении), The New York Times (за историю изнасилованной женщины в Афганистане), а также другие локальные и федеральные американские СМИ.

Вне рамок журналистских категорий Пулитцеровская премия была присуждена сборнику стихов Питера Балакиэна «Озоновый журнал», роману Вьет Танга Нгуена «Сочувствующий», а также музыкальному альбому «In For a Penny, In For a Pound» проекта Zooid Генри Трэдгилла.

Нынешняя церемония награждения — сотая по счету. Сама премия была основана согласно завещанию издателя-миллионера Джозефа Пулитцера, который хотел создать организацию, которая поддерживала бы развитие качественной журналистики.

Первое награждение состоялось в 1917 году в Колумбийском университете. Здесь же были объявлены победители и текущего года.

Незаметная «война пропаганд»

Пулитцеровская премия остается прежде всего премией американской, с упором на внутренние проблемы США. Ни в этот раз, ни в предыдущие не было присуждено ни одной награды за освещение событий на Украине, конфликт, который изменил расклад сил в Европе, и до сих пор является дестабилизирующим фактором мирового масштаба, влияющим в том числе на США. Именно после украинского конфликта миллионы людей, вне зависимости от их взглядов на проблему, заговорили о «войне пропаганды», потеряли доверие к СМИ и начали искать за каждым сообщением политическую подоплеку.

В 2014 году, когда начался украинский кризис, Пулитцеровская премия была сосредоточена в первую очередь на освещении событий предыдущего года. Особое внимание жюри обратило на теракт на марафоне в Бостоне, совершенный братьями Тамерланом и Джохаром Царнаевыми, иммигрировавшими в США из России. За освещение этого события были присуждены премии по двум номинациям, включая фоторепортаж.

В 2015 году тем не менее репортажи с Украины также не обратили на себя внимание Пулитцеровского жюри. Премия была присуждена за освещение двух неамериканских событий: распространение геморрагической лихорадки Эбола в Африке, а также гонения на мусульманское меньшинство в Мьянме.

«Потребление новостей в мире постоянно меняется, и я не знаю, ускорил ли украинский конфликт изменения в восприятии СМИ, — рассказал «Газете.Ru» Майк Прайд, администратор и член жюри нынешней Пулитцеровской премии. — С моей точки зрения, большинство крупных американских СМИ сделали все от них зависящее, чтобы прояснить, что происходит на Украине, и рассказать об этом открыто и правдиво».

Деньги и интернет

Впрочем, главная задача Пулитцеровской премии — не следить за наиболее актуальными темами современности, а оценивать качество журналистской работы и отмечать изменения, которые определяют будущее журналистики.

По словам Прайда, самые большие возможности и одновременно опасность для СМИ несут в себе интернет и онлайн-технологии.

«Сегодня в сегменте электронных СМИ появляется слишком много материалов, авторы которых недостаточно информированы, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Здесь появляется слишком мало хороших репортажей и слишком мало хороших журналистских идей. Но с другой стороны, благодаря интернету каждая история может рассказываться под беспрецедентно широким разнообразием точек зрения».

Еще один вызов для качественной журналистики — это тяжелая экономическая ситуация, считает Прайд. «Экономическая модель, на которой долгое время основывались газеты, развалилась в первые годы этого века. Пулитцеровская премия адаптировалась под эти изменения, сначала оценивая журналистику только в крупных информационных агентствах, позже — включив в сферу своей компетенции печатные и электронные СМИ», — рассказал член жюри Пулитцеровской премии.

«Найти достойную экономическую модель для поддержки отличной журналистской работы — важнейшая проблема для современного общества. В США до сих пор сохраняются сильные и независимые СМИ, мы можем судить об этом хотя бы по объявленным сегодня победителям. Но сохранить нынешнее положение вещей непросто при сегодняшнем экономическом климате», — считает Майк Прайд.

*  признан в РФ иностранным агентом
Что думаешь?
Загрузка