Авторы доклада «Северный Кавказ и современная модель демократического развития», подготовленного Комитетом гражданских инициатив (КГИ) экс-министра Алексея Кудрина, выясняли, возможно ли развитие региона в сторону верховенства права, открытых правил в экономике и политике, а также разрешения конфликтов без насилия. Документ подготовили сотрудники Института экономической политики имени Гайдара Ирина Стародубровская и Константин Казенин. Доклад основан на полевых исследованиях, проведенных в 2015 году в пяти республиках Северо-Кавказского федерального округа — Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии.
Чтобы понять, возможны ли демократические выборы на Кавказе, авторы объясняют политическую и общественную специфику республик региона. По их мнению, Северный Кавказ переживает «один из наиболее масштабных переломных моментов» в истории. Это связано с размыванием традиционных отношений, урбанизацией и встраиванием республик в глобальный мир. Этот слом прежних рамок приводит к конфликтности и популяризации радикальных идеологий, стычкам между разными общественными группами.
Однако есть и позитивные моменты, которые помогают снижать напряженность, утверждают авторы доклада. Это завершение демографического перехода, рост городской культуры и повышение роли образования.
Основная специфика политики Северного Кавказа, как утверждается в исследовании, связана с поддержкой традиционных институтов — ислама, клановых элит и региональных правил, ограничивающих действия российских законов.
В то же время для властей северокавказских республик характерно силовое подавление исламского фундаментализма и связанной с ним протестной активности. Авторы доклада подчеркивают разницу между мирными формами фундаментализма на Кавказе (нетрадиционного ислама, салафизма) и радикальными организациями. Региональные власти, по их мнению, эту разницу чувствуют далеко не всегда.
Модернизация кланов
Эксперты пытаются развенчать несколько мифов, связанных с Кавказом, которыми пользуются региональные элиты для отстаивания автономности перед Кремлем. Федеральные власти по привычке опираются на традиционные кланы в республиках, считая, что в регионе отсутствуют движущие силы экономической и социальной модернизации, а попытки модернизации извне порождают противодействие местных сообществ.
Между тем авторы доклада КГИ нашли на Северном Кавказе внутренние силы, недовольные сложившейся системой власти и общества и заинтересованные в социальной модернизации.
К ним они относят не связанные с кланами мелкий и средний бизнес, а также часть лидеров местного самоуправления на уровне поселений, до которых не доходят доходы с бюджетной ренты. К этим же протестным силам относят городскую интеллигенцию: адвокатов, журналистов и т.д. Сложность в том, что представители этих социальных слоев — двигателей социальной модернизации часто являются последователями нетрадиционного для Северного Кавказа ислама.
В этих условиях дается несколько рецептов для поддержки государством социальной модернизации и демократизации в регионе. Во-первых, авторы доклада предлагают создать в республиках механизм смены элит. Так, судебное преследование глав кланов в Дагестане в последние годы не меняет систему власти кланов, а, скорее, перераспределяет их баланс, утверждается в исследовании КГИ.
Для реальной смены элит авторы предлагают вырастить широкий слой управленцев с неклановой системой ценностей.
Как же получить кадровые резервы для модернизации, если «варяги» из федерального центра не в состоянии изменить ситуацию?
Эксперты предлагают объединять представителей разных групп северокавказского социума — граждан из разных республик, этносов, светских и религиозных. Ставка должна быть на молодежь, отобранную через передовые образовательные программы и прошедшую конкурентный отбор. Такие молодые люди должны понимать культурную и политическую специфику региона и в то же время иметь широкий кругозор и знания о внешнем мире.
Эти люди, считают эксперты, должны продемонстрировать работу социального лифта вне клановой системы.
За мирный фундаментализм
Еще одна проблема: в результате слома традиционных устоев происходит распространение антимодернизационных, джихадистских течений в исламе. В своем докладе КГИ предлагает сохранить опору на традиционный ислам, работая при этом с умеренными версиями нетрадиционного ислама, не противоречащими модернизации общества.
Эксперты делают парадоксальный на первый взгляд вывод. На практике идеология исламского фундаментализма на Северном Кавказе противостоит не правовому демократическому государству, а клановой коррумпированной системе, не способной обеспечить порядок.
Антитезой несправедливости светского государства в глазах фундаменталистов предстает «исламский халифат», идея идеального государства, построенного по истинным мусульманским законам. Причем значительная часть местных радикалов вполне рационально подходит к построению жизненных стратегий. Выбор между двумя полюсами — встраивание в жизнь общества либо вооруженное противостояние с властью — во многом зависит не от их идеологии, а от тех социальных условий, в которых оказываются люди. Подробнее про противостояние властей с религиозными фундаменталистами «Газета.Ru» сообщала в репортаже из Дагестана.
Эксперты КГИ называют силовые методы против умеренного крыла нетрадиционного ислама неэффективными. Это только способствуют их радикализации и запуску «спирали насилия».
По мнению авторов доклада, мусульманам Северного Кавказа надо обеспечить закрепленные в Конституции права на свободу слова и вероисповедания, не ограничивать исламские сообщества, занимающиеся бизнесом, а также законной гражданской и политической деятельностью. Исследование КГИ предлагает прекратить облавы на сообщества нетрадиционного ислама, не нарушающие законы. Не мешать мирным проповедникам, не пропагандирующим насилие. Запустить комиссии по адаптации бывших боевиков.
Жесткие же силовые методы авторы доклада рекомендуют оставить только против тех, кто действительно выходит за рамки конституционного поля и начинает вести вооруженную борьбу против власти либо же призывает к ней.
Выборы раскалывают радикалов
Эксперты КГИ предлагают перевести все конфликты на Северном Кавказе в политическое поле и активизировать общественную жизнь, проведя свободные выборы в регионе. У такого сценария остается много противников. Контраргументы против свободных выборов: риск усиления коррупции и насилия, а также возможный приход к власти радикалов.
Однако авторы доклада видят в первую очередь положительные моменты в сценарии свободных выборов. В условиях отсутствия правового государства даже без выборов в регионах идет борьба за власть. И она часто связана с коррупцией и насилием, так что выборы сделают эти процессы прозрачными.
Открытая политическая деятельность переводит конфликты в правовое поле. Свободные выборы потребуют от всех групп максимальную поддержку населения. И это охладит горячие головы, заставив радикалов смягчить программы и перейти с громких лозунгов на повседневные проблемы. Опыт перехода из радикализма в легальную политику есть во многих странах (например, в Турции или Северной Ирландии). По историческому опыту такие процессы заставляют радикалов искать политические компромиссы, смягчать позицию и вести диалог.
Однако есть и печальный опыт проведения выборов на Кавказе, например в Карачаево-Черкесии. Там в 1999 году первые общенародные выборы главы региона привели к жесткому противостоянию кандидатов, представлявших разные национальности.
Ситуация грозила гражданской войной в республике. Избежать катастрофы удалось только после вмешательства Москвы. А градус межнационального противостояния после выборов снизили лидеры этнических движений. Можно сказать, что в этой республике получили «прививку» и боятся повторить подобный опыт.
Однако в основном опыт выборов на Кавказе позитивен, считают авторы доклада. Они приводят примеры, когда в глубоко религиозном селе группа активистов, выступавшая против злоупотреблений и за эффективность власти, смогла мобилизовать население в свою поддержку. По итогам активизировавшаяся молодежь выбирала старостой образованного и современного лидера вместо неэффективного бюрократа.
Эксперты считают, что в политику надо вовлекать умеренные исламские круги и начать обсуждение вопроса о легализации их партий. Это предложение они подкрепляют примерами. В республиках, где выходцы из подобных партий до сих пор занимают высокие посты, проще происходит разрешение религиозных конфликтов. Выведение исламских сил в правовое поле способно отколоть от радикалов крыло умеренных нетрадиционных мусульман, готовых интегрироваться в светское общество России, утверждается в исследовании КГИ.
Шариат и демократия
Эксперты также говорят о необходимости повышения роли российского законодательства на Северном Кавказе, где распространены шариатские суды. Опыт показывает, что чисто механические методы вроде увеличения местных дел, рассматриваемых в российских судах, не работают. Административный запрет альтернативных юрисдикций не дает положительной динамики.
В идеале доверие к российским судам в Северном Кавказе можно обеспечить, прекратив коррупцию, утверждают авторы исследования. «Однако постановка столь амбициозных задач на среднесрочную перспективу, скорее всего, нереалистична не только на Северном Кавказе, но и в России в целом», — считают эксперты.
Действенным инструментом они называют избирательную роль российского законодательства в регионе. Во-первых, надо заполнить правовую лакуну в остром для местных жителей земельном вопросе. Мораторий на оборот земель сельхозназначения рождает почву для махинаций со стороны обладателей административного ресурса. Борьба за землю вне правового поля приводит к массовым конфликтам в республиках. Особенно тяжелая ситуация в Дагестане, где значительная часть равнинных территорий имеет статус «земель отгонного животноводства», и туда бесконтрольно переселяют горцев. Там находится более 200 населенных пунктов, не имеющих правового статуса.
Эту проблему пересекающихся прав собственности на землю и надо решать федеральным властям, утверждается в исследовании. Их вмешательство при правильном подходе поможет избежать насилия при решении этого тлеющего конфликта.
Острая тема для республик Северного Кавказа — введение шариатского правосудия. Есть как сторонники его полного запрета, так и адепты легализации. Эксперты КГИ утверждают, что наличие этих «альтернативных юрисдикций» по определенным вопросам (например, в семейном праве) не противоречит современным подходам к госуправлению.
Впрочем, в условиях внутриисламского конфликта шариатские суды могут способствовать обострению ситуации. Это может произойти, например, если часть клановых элит, опираясь на поддержку государства, попытается монополизировать судебную сферу. Или если радикальные силы начнут борьбу за полное внедрение шариата, включая уголовные наказания. В истории такие случаи приводили к гражданским войнам.
Поэтому эксперты КГИ предлагают промежуточный вариант. Они допускают обращение к шариатскому правосудию по обоюдному решению сторон в рамках досудебного разрешения спора. Но без официальной легализации правосудия такого типа.
Президент Научного общества кавказоведов, эксперт ИМЭМО РАН Александр Крылов согласен с коллегами в том, что успех на Северном Кавказе будет иметь та политика, которая учитывает местную специфику. Например, в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии закреплена модель представительств разных этносов во власти.
Эти инструменты, которые могут показаться анахронизмом, в реальной ситуации решают проблемы, утверждает собеседник «Газеты.Ru». По словам эксперта, взаимодействие с лидерами этнического национализма помогло в свое время предотвратить распространение радикального ислама.
На Кавказе действительно много системных проблем, коррупция в некоторых регионах находится на невероятно высоком уровне, утверждает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. По его мнению, для решения этих проблем необходимы системные реформы во всех сферах жизни и воля федерального центра. Эксперт говорит, что для борьбы с полукриминальными группировками в регионе власти должны опираться на противодействующие им силы, поддерживать представителей гражданского общества. Ярлыкапов указывает на то, что такая борьба необязательно заканчивается кровопролитием. Яркий пример — суд над влиятельным мэром Махачкалы Саидом Амировым и разгром его клана.
При этом эксперт согласен, что путь государственного давления на нетрадиционный ислам уже невозможен, поскольку его общины в том же Дагестане стали слишком сильны. «Надо опираться на конструктивные силы, которые нацелены на диалог с государством, и подавлять деструктивные. Другого пути не вижу. Но от пути, когда подавляются все, надо отходить», — уверен Ярлыкапов.