Перед судом 25 марта предстанут журналисты одной из старейших оппозиционных газет, Cumhuriyet: ее главный редактор Джан Дюндар и корреспондент Эрдем Гюль. В мае прошлого года на сайте газеты они опубликовали материал, разоблачающий связи турецких властей с исламистскими радикалами в Сирии.
На видео, которое сопровождает материал, мужчины в гражданской и полицейской форме вытаскивают из грузовика коробки с содержимым, похожим на лекарства. Но уже на фотографиях видно, что под этими же коробками спрятаны большие запасы оружия и амуниции. Один из авторов статьи Дюндар настаивал, что таким образом турецкие спецслужбы передавали оружие в руки террористов «Исламского государства» (запрещено в России). Власти Турции, в свою очередь, утверждали, что перевозили гуманитарную помощь для туркменских поселений в охваченной войной Сирии.
После публикации материалов журналистов обвинили в шпионаже и пособничестве террористической организации, арестовав их на два месяца. Правда, конституционный суд Турции в конце февраля признал нарушение их прав, и журналистов до суда выпустили на свободу.
Суд признал, что арест нарушил принципы частной свободы, а также поставил под вопрос свободу слова и прессы. Дюндар и Гюль в общей сложности провели в изоляции 92 дня. Около 40 дней их держали в одиночных камерах, со своими родными и близкими они могли встречаться только раз в месяц. Несмотря на ранний час освобождения, журналистов встретила большая толпа людей, которые пришли, чтобы выразить свою поддержку.
Показательный процесс
«Все-таки этот скандал, который мог омрачить визит турецкого премьера в Европу, возможно, пытались как-то сгладить. Отпустить их до окончательного вынесения приговора 25-го числа — это еще такой личный момент. Судя по ряду действий президента Эрдогана на международном поле, у него личное зачастую берет верх», — рассказал «Газете.Ru» секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир.
В интервью BBC жена Дюндара поделилась, что по иронии судьбы даже испытала облегчение, когда ее мужа арестовали. Его коллеги по работе, а также журналисты правительственных СМИ не раз говорили, что его, скорее, могут убить. Арест хотя бы давал видимую безопасность.
Главный редактор Cumhuriyet перед заседанием 25 марта сохранял присутствие духа и был уверен, что если его и Гюля оправдают, их освобождение может стать толчком для следующих помилований. «Это суд за свободу прессы. Еще более 30 наших коллег находятся в тюрьмах. Я надеюсь, что судебное решение проложит путь и для их свободы», — рассказал Дюндар в интервью BBC.
Эрдоган грозит расплатой
В то же время многие наблюдатели опасаются сурового приговора из-за позиции президента Турции. Эрдоган позволил себе сделать жесткие высказывания в адрес репортеров. В эфире телеканала TRT он заявил, что виновные «заплатят за это высокую цену».
Турецкий президент, который никогда особенно не отличался уважением к журналистам, сам стал непосредственным участником судебного процесса. После публикации статьи и скандальных фотографий Эрдоган подал иск на ее авторов. Он обвинил журналистов в шпионаже, раскрытии гостайны, а также поддержке движения Фетхуллаха Гюлена, оппозиционного политика, который раньше был соратником Эрдогана, но теперь власти Турции признали его организацию террористической. Сам Гюлен живет в США, а в Турции власти ранее арестовали несколько высокопоставленных офицеров полиции, сторонников проповедника.
Кроме того, власти Анкары неоднократно обвиняли Гюлена в подогревании антиправительственных настроений через лояльных ему людей в правительстве и армии, а также через лояльные ему СМИ.
Дело в отношении журналистов привлекло внимание всего мирового сообщества. В ноябре в Стамбуле вспыхнула волна митингов за освобождение журналистов и свободу прессы. Human Rights Watch, Reporters Without Borders и другие международные правозащитные организации констатируют, что ситуация со свободой прессы в Турции стремительно ухудшается. Ежегодный доклад о свободе прессы американского аналитического центра Freedom House в 2015 году отнес Турцию к числу несвободных стран.
Как отмечается в рейтинге, правительство страны приняло ряд законов, которые предоставляют властям право блокировать сайты, которые они сочтут угрожающими национальной безопасности. Против журналистов также активно используются различные антитеррористические законы, а законы, которые гарантируют свободу прессы, часто не исполняются.
По данным правозащитников, с 2004 года было арестовано около 80 журналистов, многие из которых до сих пор находятся под стражей. По данным Комитета по защите журналистов, под удар чаще всего попадают те, кто занимается расследованиями или же курдским вопросом. Поддержка курдов вообще приравнивается к пособничеству терроризму, а освещение их протестов находится под запретом.
«Турецкие журналисты — смелые и принципиальные в большинстве своем. Мы сейчас видим всю эту кампанию, развернутую вокруг СМИ Турции, которые отстаивают отличную от нынешнего правящего режима позицию. Достойно уважения, что они делают, как они себя ведут и как не сдаются», — говорит Тимур Шафир.
Давления больше нет
В начале марта турецкие власти закрыли еще одно влиятельное оппозиционное издание, газету Zaman, из-за ее связей с проповедником Гюленом. Исполняя распоряжение суда о назначении новых управляющих в издание, полиция применила слезоточивый газ, выкуривая из здания журналистов, которые оказали сопротивление.
Представитель Госдепартамента Джон Кирби назвал операцию силовиков против Zaman еще одной тревожной акцией турецких властей против критически настроенной прессы.
В то же время эксперты отмечают, что, критикуя Турцию за ухудшение ситуации с прессой, Белый дом и Евросоюз в ближайшей перспективе не заинтересованы в давлении на Эрдогана.
Дело в том, что Анкара играет важную роль в сдерживании миграционного потока в Европу, кроме того, Турция — член НАТО и предоставляет свои аэродромы западным союзникам, участвующим в урегулировании ситуации в Сирии. Недавняя редакционная статья в американской Chicago Tribune назвала Эрдогана тираном, отметив, что он «может давить на прессу» так, как ему это позволяют и Запад, и США.