Для того чтобы быть избранным в качестве кандидата в президенты от Республиканской партии, Дональд Трамп должен получить 1237 голосов делегатов представителей партии. Они, в свою очередь, будут избраны на съезд благодаря волеизъявлению граждан в каждом из штатов. Сейчас у Трампа 428 делегатов — это на 100 делегатов больше, чем у его ближайшего соперника консерватора Круза.
Для избрания кандидатом претендент должен получить голоса половины делегатов плюс один голос. До съезда в июле еще несколько месяцев, но член национального комитета Республиканской партии Генри Барбур заявил на прошлой неделе, что вряд ли кто-то из кандидатов наберет необходимое число голосов к съезду. Это означает, что делегаты будут определяться по голосованию за кандидата прямо на съезде. Делегаты-республиканцы, которые будут голосовать на партийном съезде за своего кандидата, обязаны придерживаться «наказа избирателей» только на первом этапе голосования. На втором этапе голосования делегаты уже могут голосовать как пожелают.
Озабоченные успехами Трампа, представители республиканского истеблишмента хотят поставить барьер на его пути и обсуждают это на тайных встречах партийного руководства. В одной из них, как сообщило издание Huffington Post, приняли участие несколько крупных бизнесменов из Силиконовой долины. Среди них был, например, и сооснователь компании Google Ларри Пейдж.
Со стороны актива республиканцев на встрече были спикер нижней палаты конгресса Пол Райян, лидер республиканского большинства в сенате Митч Макконнелл, а также один из ведущих стратегов Республиканской партии Карл Роув. Встречу организовал Институт американского предпринимательства, это интеллектуальный центр консерватизма.
Издание отмечает, что одним из гостей форума был известный неоконсервативный интеллектуал Билл Кристол, написавший в своем твиттере, что сегодня «важнее остановить Трампа, нежели понять его».
Сам по себе союз бизнесменов Силиконовой долины, известных либеральными взглядами, и правых консерваторов выглядит странным, однако в противодействии Трампу объединяются самые разные политические силы.
Влиятельные республиканские аппаратчики могут также пойти на то, чтобы изменить правила проведения съезда таким образом, чтобы воспрепятствовать избранию Трампа. Возможность менять правила проведения партийных съездов у них есть. «Политические партии действуют примерно как частные клубы», — рассказал LawNewz.com специалист по выборам в Университете Вашингтона в Сент-Луисе Грегори Магарьян.
Однако внезапное изменение правил проведения съезда может сыграть на руку Трампу, который может подать в суд на партию, а скандальность добавит ему еще большей популярности. «Подобный шаг не только разобьет Республиканскую партию, но и поможет уже накопившейся злости достичь нового уровня», — говорит «Газете.Ru» один из партийных ветеранов. Но даже в случае, если съезд откажет Трампу в поддержке, он сможет выдвигаться как независимый кандидат. В свое время так поступил бизнесмен Росс Перо, который в 1992 году бросил вызов Биллу Клинтону и Джорджу Бушу-старшему.
В поисках Круза
Республиканцы, не желающие победы Трампа, ищут сейчас возможности для увеличения финансовой помощи его основному конкуренту Теду Крузу. Сегодня предвыборный фонд Круза — второй по величине после фонда Хиллари Клинтон, он составляет более $100 млн. К объединению республиканцев вокруг Круза призывают сегодня как либеральные, так и консервативные представители республиканского истеблишмента. После отказа экс-мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга участвовать в предвыборной кампании Круз действительно последняя надежда для республиканцев, не желающих выдвижения Трампа. «Дорогая «Великая старая партия», объединись вокруг Круза или же жди решения своей судьбы» — эмоциональная статья под таким заголовком была опубликована в четверг в консервативном издании The National Review.
Ее автор, юрист-республиканец Дэвид Френч, отмечает, что «обычные политические правила» не относятся к Трампу. По его словам, республиканцы должны сделать все возможное, чтобы объединиться вокруг Круза — «конституционного консерватора», который «разбирается в динамике глобальной экономики, торговой политике и национальной безопасности».
Оппоненты Трампа также призывают других участников гонки — Марка Рубио и Джона Касича — не бороться против Круза, а объединить усилия в борьбе против Трампа.
Однако, несмотря на внешнюю респектабельность, Круз тоже достаточно радикален и может оттолкнуть от себя умеренных республиканцев. «Уговорить многих республиканцев голосовать за Круза может быть так же сложно, как уговорить голосовать за Трампа, — Круз идейно жесткий и бескомпромиссный, очень консервативный кандидат, которого не сдвинешь ни вправо, ни влево», — считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. По ее мнению, в отличие от Круза, Трамп может быть прагматичным и способным к компромиссу.
Чемодан компромата
Остановить Трампа теоретически может и компромат — участие в сомнительных сделках, финансовых махинациях или даже возможные отношения на стороне. Американцы крайне чувствительны ко всему, что касается репутации будущего президента.
Пока никаких компрометирующих сведений в отношении Трампа американские СМИ не опубликовали. Однако не исключено, что такая информация есть, и она может быть вброшена ближе к лету, когда у обеих партий начнутся предвыборные съезды.
Впрочем, Виктория Журавлева из ИМЭМО РАН сомневается, что против Трампа найдутся действительно серьезные сведения. «Компромат можно накопать на любого, но чтобы повлиять на избирателя Трампа, это должно быть что-то из ряда вон выходящее, — полагает она. — Чем хуже говорят о его кандидате, тем выше его решимость голосовать».