1 марта в интервью немецкому телеканалу ARD президент Сирии Башар Асад предложил амнистию боевикам, воюющим против его режима. «Сложите оружие, если стремитесь участвовать в политическом процессе», — заявил он.
Асад рассказал, что граждане Сирии не имеют права ходить по улицам с автоматами. Однако если боевики сдадут оружие, то «получат неограниченную амнистию». Нужна ли эта амнистия антиправительственным группировкам, политик предпочел не рассуждать.
После того как 27 февраля в Сирии наступил режим прекращения огня, Асад пытается вернуть политический процесс под свой контроль. Для этого ему нужно провести выборы в парламент. Как ожидается, они пройдут 13 апреля.
Выборы против выборов
Международный дипломатический процесс по урегулированию сирийского кризиса и созданию нового правительства проходит в Женеве с конца января. За месяц с лишним переговоры между делегациями сирийской оппозиции и официального Дамаска так и не начались. В начале февраля, после неоднократных и напрасных попыток усадить делегатов за один стол, спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура объявил паузу до 25 февраля из-за слишком больших различий в позициях переговорщиков. Потом паузу продлили.
Главные международные посредники процесса — Россия, США и ООН — надеются, что прекращение огня сблизит позиции сирийских делегаций. 7 марта женевский процесс должен возобновиться, уже с гораздо более позитивной ноты.
Однако это вовсе не означает, что сирийский режим поменяется в ближайшее время. Согласно оговоренному ранее сценарию, у Дамаска и оппозиции есть шесть месяцев на сближение позиций и еще год на то, чтобы договориться об изменении конституции и проведении выборов по созданию правительства национального единства.
Все это время, судя по логике процесса, у власти в Сирии будет оставаться президент Асад. В апреле истекают полномочия подконтрольного ему парламента.
Эта ситуация предполагает два варианта развития событий, и оба угрожают сирийскому перемирию. Первый — Асад организует выборы и сталкивается с противодействием всех оппозиционных сил страны.
Второй — выборы откладываются, что доказывает слабость политических институтов Дамаска и в свою очередь провоцирует активность террористов, на которых нынешнее перемирие не распространяется.
Парламент для Асада
Видимо, президент выбрал первый вариант. Это подтвердила 27 февраля на российском телевидении Бусейна Шаабан, советник президента Сирии по политическим и информационным вопросам. «Парламентские выборы регулируются конституцией Сирии. А она предполагает, что выборы должны пройти до середины мая», — рассказала Шаабан в программе «Вести в субботу».
Эту позицию поддерживает и Россия. На прошлой неделе в ходе конференции дискуссионного клуба «Валдай» Михаил Богданов, спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку, подчеркнул, что апрельские выборы не противоречат мирному процессу.
У Асада уже есть опыт организации выборов в агрессивной среде. Предыдущее голосование в парламент страны прошло в мае 2012 года, когда Сирия уже погрузилась в пучину гражданского конфликта.
Тогда президент контролировал меньше территории страны, чем сейчас, дела с безопасностью обстояли еще хуже. Тем не менее, применив админресурс, Дамаск добился нужных ему результатов.
Чтобы обезопасить себя от новой волны протестов, перед голосованием Асад организовал референдум об изменении конституции. В результате к выборам было допущено больше независимых от властей партий, чем раньше. Тем не менее партия Асада «Баас» получила преобладание в парламенте.
В 2014 году прошли выборы президента Сирии. На них Асад получил 88,7%.
Еще до сирийского конфликта правозащитные организации критиковали законодательство страны в части проведения выборов. Дело в том, что оппозиционные партии практически лишены возможности заполучить власть в Сирии. Согласно законодательству, партия должна входить в «Национальный прогрессивный фронт» — одобренное Дамаском объединение политических сил, «благонадежных» и управляемых.
По этой же модели Асад хочет провести и апрельские выборы. «Формально Башар Асад ничего не нарушает и даже прав, — утверждает Елена Супонина, советник директора Российского института стратегических исследований. — Ему надо обновлять парламент в соответствии с законодательством». Однако это гарантирует шквал критики в его адрес со стороны оппозиции, рассказала эксперт «Газете.Ru».
Представители Высшего комитета по переговорам, прозападной коалиции сирийской оппозиции, уже обвинили Асада в том, что с помощью выборов он хочет затормозить женевский процесс.
Подспорье для террористов
По мнению Алексея Арбатова, руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, выборы могут негативно отразиться на режиме прекращения огня в Сирии. «Это точно не улучшит ситуацию», — считает он. По словам Арбатова, сирийская оппозиция может воспринять выборы как попытку Асада упрочить свое политическое положение.
«Если выборы пройдут полностью свободными, то Башар Асад потеряет власть. Если же Дамаск организует голосование по своим привычным правилам, то в поддержку его правящей партии «Баас» выскажется, как всегда, большинство голосовавших», — рассказал «Газете.Ru» Зеев Ханин, профессор израильского Университета Бар-Илан.
Даже при жестком контроле над всем процессом со стороны Дамаска и соблюдении максимальных мер безопасности на подконтрольной Асаду территории голосование вряд ли обойдется без терактов на избирательных участках, считает эксперт.
Тем более что нынешний режим прекращения огня не распространяется на террористические организации «Исламское государство» (организация запрещена в России) и «Джебхат ан-Нусра» (обе запрещены в России). Боевики из этих группировок наверняка воспользуются выборами для увеличения эскалации насилия в Сирии. Если выборы не состоятся, политические позиции Асада ослабнут, что также грозит усилением сопротивления террористов.
Как в Донецке
Апрельские выборы могут бросить тень и на российскую политику в Сирии. Радиостанция «Голос Америки», ссылаясь на дипломатические источники, на прошлой неделе сообщила: именно российские дипломаты пытаются обеспечить скорое и успешное для Асада парламентское голосование.
По этим данным, в Женеве делегация РФ настаивала, что на данном этапе от официального Дамаска нельзя требовать изменения сирийского законодательства по выборам.
«Русские, похоже, используют схему из своего украинского учебника, — цитирует радиостанция анонимного западного дипломата. — Предложение Асада провести выборы в апреле — как и попытки России заранее блокировать любые политические изменения в Сирии — напоминают мне ситуацию в Донецке». Речь идет о выборах в пророссийских ЛНР и ДНР на востоке Украины. Голосование прошло в 2014 году и легитимизировало нынешние власти самопровозглашенных республик.
Москва неоднократно подчеркивала, что для успешного решения конфликта в Сирии необходимо если не сохранить Асада у власти, то гарантировать сохранение его режима.
По мнению Елены Супониной, на данный момент между Россией и США — вне рамок официальной громкой риторики — сохраняется взаимопонимание относительно апрельских выборов. Обе страны считают, что голосование не нарушает их планы. Главное — сохранить режим перемирия до того, как Дамаск и оппозиция договорятся в Женеве о единых выборах на всей территории страны.