Социологи «Левады» спросили респондентов, за кого бы они проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье (результаты опроса есть у «Газеты.Ru»).
Респонденты, готовые голосовать, отдали 69% «Единой России».
Рейтинги партии власти незначительно снизились с января, когда проводился подобный опрос, — тогда у ЕР был 71% потенциальных избирателей. Однако в августе — сентябре они заметно просели (61–63%).
Заместитель директора Левада-центра Алексей Гражданкин объясняет колебания предвыборной гонкой. Перед днем голосования избиратель получает больше данных о программах конкурентов ЕР и может сделать альтернативный выбор. Что касается нынешних рейтингов, эффект предвыборной кампании уходит и показатель доли определившихся, которые голосовали за ЕР, возвращается к старым цифрам около 70%.
«Поэтому следующая кампания в Госдуму будет куцая. Чтобы она не сказалась на рейтингах партии власти — выборы перенесли с декабря на сентябрь. То есть агитация придется на летний период», — объясняет Гражданкин.
У КПРФ рейтинг в ноябре 15%. С ноября прошлого года рейтинг коммунистов (у определившихся с голосованием респондентов) стабильно держится около этой отметки. У ЛДПР он серьезно просел: с 14% в прошлом ноябре до 8% в этом.
Но хуже всего положение эсэров. В этом ноябре «Справедливая Россия» набирает всего 4% у избирателей, готовых голосовать. Это оптимистичнее 2% в прошлом ноябре, но все равно не позволяет преодолеть барьер в 5% для прохождения списка в нижнюю палату. Напомним, с 2007 года барьер на выборах в Госдуму повышен с 5 до 7%, но на выборах в 2016 году барьер снова вернется к 5%.
Впрочем, Гражданкин говорит, что не все для партии потеряно и помимо одномандатников у нее остаются шансы провести в Думу список. Похожая ситуация была перед выборами в Думу-2011, когда эсэрам многие провластные эксперты прочили провал, но справедливороссы получили 13,24%.
«По ходу кампании симпатии меняются и рекрутируются избиратели, которые не собирались идти на участок. В итоге аутсайдеры поднимаются. Снизившийся до 5% барьер эсэры вполне могут преодолеть, но многое будет зависеть от состава их списка», — объясняет социолог.
Первый зампред «Справедливой России» Михаил Емельянов сомневается в объективности проведенных исследований. «ВЦИОМ и ФОМ дают нам больше, чем «Левада», который своим рейтингом пытается угодить и власти, и системной оппозиции, — говорит эсэр.
— У нас другие замеры — около 10%: на осенних выборах, которые были в 16 регионах, мы как раз столько и набрали, поэтому верим этой цифре, а не «Леваде».
У семи основных непарламентских партий («Яблоко», «Родина», ПАРНАС, незарегистрированная Партия прогресса, «Патриоты России», «Альянс зеленых», «Гражданская платформа») дела обстоят плохо. У всех этих политических сил почти стабильные весь год 1%, а у ПАРНАСа еще меньше. Гражданкин отрицает шансы внепарламентских партий провести в Думу списки. Все они, скорее всего, не попадут в парламент по списками. И отдадут основную часть голосов партии власти.
Но у внепарламентской оппозиции остаются перспективы получить кресла для одномандатников. Ведь половина мест в Думе будет разыгрываться в мажоритарных округах, в том числе в крупных городах.
Там симпатии отличаются от «средней по больнице» и оппозиционные партии могут найти нужное количество избирателей. Однако главная проблема внепарламентской оппозиции в отсутствии ярких федеральных фигур. Единственной такой персоной Гражданкин называет Алексея Навального, который, по его мнению, имел бы все шансы пройти в крупном городе, если бы власть позволила ему зарегистрироваться (сейчас он как осужденный не может баллотироваться).
«При наличии яркой фигуры побороться можно, но других значимых и резонансных фигур, кроме Навального, у оппозиции нет, и за оставшиеся девять месяцев уже такого «ребенка» не родить», — считает Гражданкин.
По его мнению, многое на выборах будет зависеть от условия проведений кампании и воздействия админресурса. А этот ресурс, считает Гражданкин, заключается не в прямой подтасовке бюллетеней, а в мобилизации бюджетников — сторонников власти и допуске кандидатов к выборам.
Что касается явки, традиционно перед выборами большое количество граждан не определилось с желанием идти голосовать.
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин говорит, что явка на предстоящих выборах сильно просядет, рейтинг ЕР упадет, но особых проблем у партии власти все равно не будет, свои 50% она, скорее всего, наберет. «Исходя из опыта предыдущих кампаний, рейтинг эсэров к финалу гонки подрастет до 7–8%, КПРФ получит процентов 18, ЛДПР за счет Жириновского «на бровях» переползет 5-процентный барьер и останется в парламенте», — считает эксперт.
Результаты опроса «Левады» говорят о 10% респондентов — они уверены, что не будут голосовать. 11% сомневаются, 28% пока не знают, 4% не определились с ответами.
С другой стороны, 30% «скорее будут» голосовать и 17% «совершенно точно» придут на выборы. Эти показатели не сильно отличаются от результатов подобного опроса «Левады» в августе 2011 года. Тогда перед декабрьскими выборами в Думу «скорее всего» и «точно» обещали прийти на выборы в совокупности 52% респондентов. Официальная итоговая явка не сильно отличалась от этого числа и составила 60,2%.