Выборы в Мариуполе проходили на фоне явного обострения ситуации в Донбассе. На всей линии разграничения перестрелки вспыхивают практически в ежедневном режиме. Снова резко затруднен пропуск на блокпостах линии размежевания. Только теперь свою «лепту» внесли и самопровозглашенные республики. В какой-то момент на блокпост в Еленовке (находится под контролем ДНР) поставили пару компьютеров, и данные выезжающего народа и автомобилей стали вносить в специальную базу — очередь растягивается на шесть часов.
При этом с другой стороны Донецка украинская сторона решила «приучать людей к порядку», начав перекрывать в 18.00 проход на блокпосту в районе Майорска, где людей ждут автобусы из Артемовска. В прошлую пятницу ночевать на переходе в чистом поле при температуре, близкой к нулевой, остались сотни человек. В виде уступки им разрешили разместиться в стоящих неотапливаемых автобусах.
На мариупольском фронте вдруг появились дополнительные силы армии ДНР.
Если раньше в Новоазовске видели только одного «медийного» персонажа — Моторолу, то за неделю до выборов в село Безыменное, которое находится вплотную к линии разграничения, вошли крупные силы с техникой бывшей бригады «Сомали» бывшего же полевого командира Гиви.
Теперь, после летней реорганизации, и Моторола, и Гиви — командиры штатных батальонов 1-го мотострелкового корпуса армии ДНР.
В итоге в Донбассе снова заговорили об обострении. Даты ожидаемого начала боев называют разные: от 12–14 декабря до «первого снега». Почему снега? Украинская разведка говорит о входе в Донецк новой техники в зимнем камуфляже.
В этой ситуации выборы в Мариуполе проходили при беспрецедентных мерах безопасности. Кроме военных мер по периметру был резко усилен пропускной режим вокруг Мариуполя, в самом городе на главных перекрестках периодически появлялись внутренние мобильные блокпосты с бронетранспортерами и бойцами национальной гвардии в полном боевом облачении, которые устраивали внезапные проверки всем проезжающим машинам. В городе вышли на дежурство более 1200 полицейских.
Особой была и подготовка к выборам. Накануне в Мариуполь начали стягиваться добровольцы со всех городов Украины. Зачем? Помочь демократическим силам защитить результат.
Добровольцы распределялись равномерно между всеми партиями — в штабе «Батькивщины» накануне ночи голосования корреспондент «Газеты.Ru» встретил людей «Самообороны Николаева» и запрещенного в России «Правого сектора» (организация запрещена в России). Только «Правый сектор» обеспечил в ночь голосования больше трех десятков мобильных групп.
Своими официальными наблюдателями закрыли половину участков активисты гражданской сети «Опора» и «Комитета избирателей Украины», которые к тому же организовали круглосуточный пресс-центр в гостинице «Спартак».
Вечером перед голосованием была предпринята очередная попытка сорвать выборы. Член городской избирательной комиссии от «Батькивщины» Денис Гаврилов потребовал распустить районные комиссии и до 24.00 набрать их заново. По мнению Гаврилова и двух примкнувших к нему членов комиссии, передача бюллетеней на участки прошла с нарушениями и результаты выборов посчитать невозможно. Но в итоге ЦИК принял решение заменить трех скандалистов другими людьми.
Дело в том, что голосование в Мариуполе проходило по уникальному, специально принятому Верховной радой закону, который резко снижал возможности для срыва выборов. Так, бюллетени, согласно этому закону, должна была печатать в Киеве Центральная избирательная комиссия. Она же должна была вести контроль за доставкой и передачей бюллетеней на участки, минуя городскую комиссию.
Такого всеобщего контроля, наблюдения и внимания к местной кампании Мариуполь еще не знал и вряд ли узнает. С местными выборами сошлась геополитика — в случае срыва кампании самый крупный город Донбасса, контролируемый Украиной, попадал бы под нормы Минска-2. Согласно им, все города Донбасса должны получить право избрать свое местное самоуправление. Получалось, что выборы в «дээнэровских» Донецке и Макеевке весной могли состояться по одним правилам и закону с выборами в украинском Мариуполе. Такого прецедента в Киеве не хотели допускать даже теоретически.
«Вы знаете, нам бы в Киеве поучиться таким выборам. Явка на участке на 12.00 более 17%», — рассказывала корреспонденту «Газеты.Ru» наблюдатель «Демократического альянса» на избирательном участке в школе №41, киевлянка Елена Цимбалюк. Этот участок был самым скандальным в день голосования — в спешке в четыре из шести урн положили контрольные талоны без печатей, и бдительные наблюдатели заставили перевернуть «недействительные» урны.
Явка в итоге составила пристойные среднеукраинские 37%. А вечером грянул экзит-пол. Его итоги все встретили со смехом, настолько это было невероятно.
Согласно данным экзит-пола, с огромным отрывом в первом туре побеждал Вадим Бойченко, а в городской совет проходили только две партии — «Оппозиционный блок» и отнюдь не сильная «Сила людей» — проект, не связанный ни с одним олигархом или украинским политическим тяжеловесом, объединивший в основном местных волонтеров и организаторов экологических митингов 2012 года.
У ближайшего их соперника было 3,5%. Все серьезные парламентские партии вместе с созданным для «разбавления» электората «Оппозиционного блока» проектом «Наш край», который в Мариуполе возглавил мэр Юрий Хотлубей, пролетали мимо городского совета.
Вадим Бойченко выглядел победителем. «Я директор по персоналу Комбината имени Ильича и хорошо знаю свое дело, — заявил он в эксклюзивном комментарии «Газете.Ru». — Я проанализирую все финансовые потоки и функционал работающих на город людей. В городском хозяйстве сейчас задействована 41 тыс. человек — при населении Мариуполя в 460 тыс. Без сокращений не обойтись. Я честно скажу, что не понимаю, зачем нам, например, районные службы. И точно могу сказать, что руководитель коммунальной службы в моей мэрии работать не будет. Я знаю этого человека лично, но это ничего не меняет. Неправильно, когда у меня, директора крупного металлургического комбината, машина гораздо скромнее чиновника мэрии. Поверьте, я многое знаю! А проигравшие партии уничтожили свой рейтинг срывом голосования 25 октября. Все, кто ночевал тогда на пачках с бюллетенями, поддержки не получили. Выборы делаются не в типографии, я пять-семь встреч в день во дворах проводил».
Перед тем как пообщаться с Бойченко, корреспондент «Газеты.Ru» встретился с народным депутатом от Мариуполя, бывшим губернатором Сергеем Тарутой. «Я разговаривал с Ринатом Ахметовым о судьбе города, — сообщил Тарута. — И говорил ему, что неправильно монополизировать под комбинатами всю жизнь в городе, что должен быть равноудаленный человек. Если бы у нас (провластных сил. — «Газета.Ru») был кандидат, который имел хотя бы 10% рейтинга... Но такого кандидата не было, а у Бойченко уже на тот момент было 12%. Ринат сказал: «Я столько вкладываю в этот город! И имею право контролировать, как мои деньги тратятся!» Но лично я считаю, что монополии не должно быть, поэтому голосовал за «Наш край» и Григория Шекулу (кандидат в мэры города. — «Газета.Ru»), которого знаю по работе на «Азовстали».
Комментарии к данным экзит-полов партии давали разные. «Мы гнали этих экзитпольщиков с участков! — Довольно эмоционально говорил на пресс-конференции лидер местной «Батькивщины». — Они только пожилых опрашивали, а людей, которые говорили, что голосовали за «Батькивщину», не учитывали!»
Но в полночь в присутствии автора этих строк народный депутат Украины от «Блока Петра Порошенко» Дмитрий Лубинец позвонил в несколько участков. Первые результаты подсчета были близки к данным экзит-полов. И тут же один из кандидатов в мэры разместил в своем фейсбуке фотографии экстренного ночного совещания губернатора Павла Жебривського с пока еще действующим мэром Юрием Хотлубеем в одной из гостиниц города.
В итоге, по данным на первую половину дня понедельника, «Блоку Петра Порошенко» и «Нашему краю» удается держаться на уровне проходных 5%. По результатам обработки 37% протоколов «Оппозиционный блок» набирает 62,5%, «Сила людей» — 8,9%. Результаты партий «Укроп», «Самопомич» и «Батькивщина» крутятся вокруг цифры в 3%. Таким образом, они пока не проходят в горсовет.
В последнее время в области пошли разговоры о скорой отставке губернатора Павла Жебривського. Похоже, после этих выборов отставка губернатора становится реальным сценарием.