Заявителем шествия «Мы едины!» выступила Общественная палата. На мероприятии, как и на аналогичной акции год назад, присутствовали представители всех парламентских партий – за исключением, правда, КПРФ, которая еще две недели назад от участия отказалась.
По данным столичной полиции, на акцию собралось порядка 85 тысяч человек.
Демонстранты прошли по Тверской улице от метро «Пушкинская» до станции «Охотный Ряд», где состоялся митинг-концерт.
Что бросалось в глаза, так это большое количество молодых людей возраста студентов вузов младших курсов. Ряд из них принадлежали к молодежным организациям и говорили, что на митинг их «организовали». «Мы за все хорошее против всего плохого», — сообщил молодой человек, представляющий молодежную монархическую организацию «Георгиевец». О том, что он является членом именно этой структуры, сообщала надпись на желтой накидке, красовавшейся на молодом человеке.
Еще один участник акции рассказал «Газете.Ru», что он из профкома одного из вузов Москвы.
Периодически молодые люди искали своих руководителей – видимо, чтобы не потеряться в толпе.
Помимо партийной символики на митинге можно было увидеть плакаты с призывом к Генпрокуратуре расследовать «госпереворот 1991 года», а также обеспечить Владимира Путина полномочиями для «зачистки предателей во власти».
Начавшийся концерт вели секретарь Общественной палаты Александр Бречалов и сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева. Они вызывали на сцену мать девятерых детей из Крыма Риту Клименко, ростовского фермера Николая Попивненко и учителя симферопольской школы Викторию Кубанову. Все они говорили «о процветании в единстве», необходимости забыть о разногласиях, стремлении «делать лучше для нашего отечества».
«146 миллионов человек, около 200 национальностей и столько же языков, 17 миллионов квадратных километров – вот что такое Россия», – объяснял со сцены сам Бречалов.
«Так было в России с далеких времен — чем выше давление, тем крепче бетон», – добавил появившийся на сцене певец Олег Газманов.
Сразу после него на трибуну поднялись лидеры парламентских партий.
Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов вспомнил 90-е: «Я стучал шахтерской каской у Дома правительства, но к нам никто не вышел – нас не хотели слушать. И я представить себе не мог, что пройдет совсем немного времени, и интересы человека станут основой государственной политики, что мы станем свидетелями воссоединения Крыма с Россией». Во всем этом Неверов, разумеется, увидел «огромную заслугу нашего президента».
«Мы не позволим никому, ни одной стране, чтобы у нас снова была смута, — угрожал со сцены Владимир Жириновский. — Мы видим, что они сделали на Украине, видим окровавленный Ближний Восток, и только одна страна может навести порядок и в Европе, и на Ближнем Востоке».
Западу лидер ЛДПР злорадно предрек скорую гибель от «толп мигрантов».
«Мы гордимся моряками из Каспийской флотилии, которые на дальних подступах бьют терроризм», – выступил и глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, имея в виду широчайшим образом освещавшееся в СМИ нанесение ударов по запрещенной в России ИГИЛ (организация запрещена в России) российским ВМФ.
На прощание Жириновский сделал селфи на фоне участников акции. Концерт заканчивался, и ряд митингующих начали сдавать флаги и плакаты ответственным за это людям. Уходящих с мероприятия граждан провожали песнями группа «Любэ», Зара и Лариса Долина.
«ДэНэРэ, гори в огне!»
Улица Перерва рядом с Люблино: стайка подростков встречается на переходе, радостно здороваются — «Слава Руси!» и пружинящей походкой идут к рамкам детекторов, где уже собираются колонны «Русского марша — 2015». Рядом с рамками полицейский жалуется собеседнице на низкие зарплаты и невыплаты премий, пока за его спиной готовятся к маршу колонны-«коробки» националистов. Людей немного, на глаз около 2 тысяч, здесь много подростков, как и в первый «Русский марш» в середине нулевых.
В арьергарде колонна с баннером «Нет войне с Украиной», далее «коробка» с кельтскими крестами.
Правые неожиданно затягивают гимн Украины «Ще не вмерла!…» и скандируют: «ДэНэРэ, гори в огне! Слава Руси! Слава Украине!»
Спереди маршируют активисты из «Черного блока». «А почему «Черный блок»?» — интересуется один из журналистов. «Черный — это сила, черный — это красиво!» — гордо отвечает их лидер.
В авангарде марширует колонна с баннером «Свободу Демушкину!».
Дмитрия Демушкина, лидера объединения «Русские» (28 октября Мосгорсуд признал его экстремистским и запретил деятельность на территории России), задержали накануне марша и направили для допросов в Вологду, где, как утверждается, его поклонники рисовали свастики на домах перед «Русским маршем». Сам Демушкин и его соратники уверены, что силовики решили «закрутить гайки» перед маршем, как и в прошлый раз, когда в преддверии мероприятия арестовали экс-лидера ДПНИ (организация запрещена в России) Александра Белова по обвинениям в мошенничестве, а затем и в экстремизме.
В авангарде колонны медленно едут полицейские автобусы. Полицейские окружают колонны со всех сторон, выезды в переулки перегораживают железные рамки. Здесь намного больше солдат внутренних войск, полицейских и автозаков, чем потребовалось бы в случае беспорядков. Один из офицеров, матерясь, командует подчиненным держать строй — он напоминает дирижера, который управляет всеми колоннами националистов, чтобы они не свернули в переулки.
Спереди от «коробки» с баннером про Демушкина активисты несут штандарты с Христом и имперскими флагами.
Националист с «имперкой» на плечах констатирует в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru», что акция провалилась по численности и «Русский марш», возможно, придется отменить в будущем, поскольку теперь здесь осталось только субкультурное ядро, самые идейные, а симпатизанты из среднего класса и остальная публика не выходят.
«Ничего хорошего нас не ждет, людей стали зажимать, все на таких, как Демушкин, держится», — говорит националист.
«Русский марш» существует с середины нулевых — власти придумали 4 ноября как праздник в пику годовщине Октябрьской революции, однако повестку Дня народного единства попытались, и небезуспешно, перехватить набирающие силу националисты. В лучшие для себя годы марш без проблем набирал 10 и более тысяч человек, а сейчас еле дотянул до 1,5–2 тысяч.
Это можно объяснить расколом по Украине — Национал-демократическая партия Константина Крылова отказалась прийти на акцию из-за проукраинских правых.
Демушкин заявил «Газете.Ru», что часть людей не пришла из-за боязни репрессий, в том числе и в результате задержания его самого.
Есть и третья причина — брат Белова Владимир Басманов утверждает, что власти борются с националистами, вербуя через спецслужбы своих агентов и собирая их на спойлерские акции.
У метро колонны правых фотографируют зеваки, им акция явно нравится. В авангарде кто-то зажег файер, и на место, сбивая людей, бросились ранее зевавшие фотокорреспонденты и полицейские.
Уже у сцены — одинокого грузовичка с флагом правых — большая часть националистов рассосалась и пошла обратно в метро. По традиции митинги националистов, в отличие от марша, интересуют меньшую часть публики.
Со сцены тем временем говорили про репрессии в отношении правых, требовали легализации парламентской партии националистов, ругали «кремлевских марионеток» в Думе, чекистов, а также критиковали войну в Донбассе и Сирии.
Многие из этих речей вполне можно услышать и на белоленточных акциях.
Выступавшие были настроены пессимистично, один из них сказал: «Лучше не будет — будет только хуже». К этому времени большая часть правых уже спустилась в метро и ехала домой.