Премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма в интервью Латвийскому телевидению рассказала, что в рамках противодействия нелегальной миграции ее страна может возвести заграждение на границе не только с Россией, но и с Белоруссией. По ее словам, за последнее время заметно выросло количество случаев, когда мигранты незаконно проникали на территорию Латвии через границу с Белоруссией (ее протяженность составляет 172,9 км).
«Это вызывает опасения не только с точки зрения охраны границы, но и заставляет думать о создании какого-то нового пути, по которому беженцы проникают в ЕС, — цитирует премьера латвийское информагентство Leta. — Уже две группы [нелегальных мигрантов] пришли из Беларуси. Многие европейские государства строят заборы, и это может быть возможным решением. Венгрия построила забор на границе с Сербией и хочет сделать то же самое на границе и с другими странами. Хорватия думает о возведении забора. Поэтому проникнуть в ЕС через эти страны станет сложнее».
Как сказала глава правительства Латвии, на первом этапе такой забор может быть построен на самых «проблемных» участках границы с Белоруссией — то есть тех, которые чаще всего используются контрабандистами и проводниками нелегалов.
«Это будет забор с третьими странами. Гораздо страшнее, если мы начнем строить заборы внутри Европы», — резюмировала г-жа Страуюма.
Нелегальные мигранты, попавшие в Латвию, помещаются в так называемый центр расселения в Муцениеках. Если их в дальнейшем не экстрадируют и позволяют остаться в стране, то выплачивают пособие и дают разрешение на поиск работы в городах Латвии. Однако сейчас в стране обсуждается вопрос снижения этого пособия до уровня ниже 256 евро в месяц на человека.
Инцидент с задержанием двух крупных групп нелегальных мигрантов, о котором упомянула премьер Латвии, действительно имел место и сильно озадачил пограничников двух стран. Пресс-секретарь Госпогранкомитета Белоруссии Александр Тищенко прокомментировал это так: «Обе группы беженцев — из Ирака. В одной было 28 человек — из них 15 детей, в другой — 29 человек. Они были обнаружены недалеко от латвийско-белорусской границы. Вопрос в том, как они туда попали: ни на нашей, ни на латвийской стороне не обнаружено признаков пересечения границы. Даже если предположить, что они шли «след в след», должна была остаться тропа».
По словам Тищенко, потоки незаконной миграции в ЕС через Белоруссию в последнее время возросли. При этом для сопровождения групп беженцев, направляющихся через Россию и Белоруссию в страны Евросоюза, в качестве проводников все чаще используются граждане России и Латвии — жители латвийского приграничья.
«Даже если предположить, что эти 57 человек действительно попали в Латвию из Беларуси, то такой поток беженцев просто несоизмерим с количеством тех же беженцев, которое Латвия может получить, когда по странам ЕС будут распределять мигрантов в рамках обсуждаемых сейчас Евросоюзом квот, — говорит аналитик проекта BIPART Инна Ромашевская. — Как мне думается, премьер-министр Латвии так просто пытается успокоить электорат, встревоженный общей проблемой мигрантов в странах ЕС. Лучший способ для этого — педалировать тему опасности со стороны России, а Беларусь в данном случае «попалась под руку» по причине действительно произошедшего недавно инцидента с мигрантами. Ну и, наконец, никто пока не отменял ведомственные интересы, связанные с освоением бюджета на оборудование границы».
Действительно, в Латвии уже не впервые говорят о необходимости укреплять границы с Россией и с Белоруссией. Так, в марте 2015-го министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис рассказал о планах создания новой пограничной линии со странами, не входящими в ЕС.
Эта линия, шириной 12 м, должна быть оборудована современными системами безопасности, видеокамерами и сенсорами. Задача специального технического оснащения — увеличить скорость реакции погранслужбы на возможные угрозы.
Оценочная стоимость этого проекта --15 млн евро. Однако пока финансирование выглядит более скромным: в 2015-м в Латвии на проект обустройства восточной границы выделено 0,5 млн евро, бюджет на 2016 год — более 3 млн евро. Однако сейчас в Латвии не скрывают, что благодаря кризису, который разразился в Европе из-за наплыва беженцев, они рассчитывают на резкое увеличение финансирования Брюсселем проектов, задача которых — закрыть от беженцев восточные рубежи ЕС.
Между тем строительство Латвией (а вероятно, и Литвой) стены на границе с Белоруссией, несомненно, возмутит официальный Минск. Что чревато для них серьезными экономическими последствиями, поскольку их экономики в значительной степени зависят от отношений с Белоруссией.
Белорусские компании активно используют прибалтийские порты для транзита различных экспортных грузов, прежде всего продуктов нефтепереработки, калийных и азотных удобрений, древесины и металлопроката. Везти груз из Белоруссии в порты Клайпеды и Риги намного выгоднее, чем до российских или украинских морских гаваней.
Для Латвии Белоруссия — второй по значимости «транзитный» партнер после России. Белорусские грузы составляют 12–15% от общего грузооборота транспортной системы страны. Сейчас Латвия пытается нарастить белорусский грузопоток в порты Риги и Вентспилса, а в Рижском порту готовы создать все условия для приема белорусских нефтепродуктов, модернизировать и расширить имеющиеся перевалочные мощности.
Для латышей это особенно важно, учитывая что российская «Транснефть» заявила о своих планах по переводу транзита нефтепродуктов из латвийских портов в отечественные морские гавани Новороссийска, Усть-Луги и Приморска. Теперь белорусское госпредприятие «Белорусская нефтяная компания» собирается купить терминал для перевалки жидких грузов в Рижском свободном порту.
В Литве тоже время от времени обсуждают строительство стены на границе с Белоруссией, но официально эти планы не сообщают — экономика Литвы зависит от белорусского транзита намного сильнее, чем экономика Латвии.
Доля белорусского грузопотока в общей структуре перевалки через Клайпедский порт составляет 35% и постоянно растет. Белорусское госпредприятие «Беларуськалий» (крупнейший производитель калийных удобрений в мире) через Клайпеду отгружает на экспорт около 90% своей продукции.
Кроме того, белорусы обеспечивают, по некоторым оценкам, до 50% товарооборота вильнюсских магазинов. Дело в том, что очень многие минчане практически каждые выходные ездят в Вильнюс, чтобы купить там дешевые и качественные продукты или потребительские товары либо просто погулять по старинному городу и посидеть в местных ресторанах. Причина популярности такого «туризма выходного дня» в том, что Вильнюс ближе к Минску (165 км), чем любой из областных центров самой Белоруссии.
Два года назад Литва уже пыталась построить стену на границе с Белоруссией. Правда, тогда в роли нелегальных мигрантов выступали дикие кабаны.
На тот момент в Белоруссии была эпидемия африканской чумы свиней (АЧС), и литовцы опасались занесения на свою территорию вируса АЧС дикими животными. До реального строительства стены дело тогда не дошло — все ограничилось дезинфекцией туристов на границе и действующим до сих пор запретом провозить с собой любые мясные продукты, вплоть до бутербродов с колбасой.
«Для Беларуси строительство стены на границе с ЕС — плохой знак, это означает, что мы уже не являемся гарантией их безопасности от вторжения Российской армии в Европу. Ситуация еще могла измениться в нашу пользу, если бы на прошедших выборах был цивилизованный подсчет голосов, тогда ни у кого в ЕС не возникли бы сомнения во «всенародной поддержке» переизбранного президента», — говорит белорусский политик и предприниматель, бывший политзаключенный Андрей Климов.
По его словам, это дало бы Лукашенко не только карт-бланш на реформы во время кризиса, но и служило бы веским основанием для его заверений о том, что Белоруссия не будет втянута в войну ни с Украиной, ни с НАТО. «На деле реальный расклад таков, что у него даже нет 50% голосов избирателей. Это делает его игрушкой в руках Путина, — замечает Климов. — Поэтому сам факт строительства этой стены для нас, белорусов, предостережение — таким образом европейцы дают нам понять, что следующим объектом присоединения к РФ станет наша страна».