В воскресенье в Белоруссии пройдут очередные президентские выборы с заведомо предсказуемым результатом.
Никто не сомневается в очередной «элегантной победе» Лукашенко, аналитики и журналисты спорят только о том, какой процент голосов получит нынешний глава страны.
Тем более что ему противостоят трое соперников, которых сложно назвать серьезными кандидатами в президенты.
Впервые в их числе женщина — Татьяна Короткевич, единственный представитель демократической оппозиции. По сути, в публичной политике она находится лишь с начала нынешнего года. И за время предвыборной гонки сумела растерять поддержку большинства этой самой оппозиции — многие открыто называют ее «проектом КГБ» и «самым удобным для власти оппозиционером».
Тем не менее первое в истории страны участие в кампании женщины-оппозиционера имеет принципиальное значение для западных наблюдателей, наводнивших Минск в последний месяц.
Второй соперник Лукашенко — Сергей Гайдукевич, глава белорусских либеральных демократов, самой крупной политической партии страны. Он участвует практически в каждых выборах, являясь давним спарринг-партнером Лукашенко.
Еще ни разу Гайдукевич не набирал более 3% голосов, зато его партия — процветает.
Третий соперник — «атаман белорусских казаков» и «народный генерал» Николай Улахович. Как политик до начала этих выборов он практически не был известен, и само его участие в кампании вызывает искреннее удивление аналитиков. Хотя по количеству собранных в свою поддержку подписей Улахович оказался на втором месте после Лукашенко.
Есть версия, что скромный процент набранных им голосов должен будет показать истинный уровень поддержки в белорусском обществе идеи «русского мира».
А этот вопрос в последний год очень беспокоит белорусские власти, опасающиеся появления на своей территории «зеленых человечков».
Предвыборная кампания в целом впервые проходила крайне миролюбиво. Отношение властей к соперникам Лукашенко было подчеркнуто дружелюбным. По общему мнению, так президент Белоруссии старается добиться признания своей легитимности в Европе и США — а значит, снятия санкций и получения новых кредитов.
«Сложилась уникальная ситуация, когда впервые в новейшей истории Белоруссии не будет массовых протестов после президентских выборов. В этом году правительство страны во главе с несменяемым Александром Лукашенко и не менее несменяемой Лидией Ермошиной, главой ЦИК, приложили просто гигантские усилия по восстановлению отношений с Европой, снятию санкций и легитимизации Александра Григорьевича, — говорит белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. —
Поэтому главная интрига выборов-2015 не в том, кто победит, и даже не с каким результатом, а признает ли Запад «исправившегося» Александра Григорьевича и откроет ли перед ним свои двери.
Белоруссии не нужны деньги — Белоруссии нужно очень много денег. Поэтому Александр Лукашенко мечется между Россией и Западом — кто быстрее «купит «Гаврилу»». Белорусской власти кажется, что России уже порядком поднадоело покупать обещания Лукашенко, поэтому Европа видится более привлекательной и заманчивой, в том числе и в плане денежных перспектив».
В самом деле, недавно появилась информация о том, что Евросоюз планирует снять санкции с Белоруссии, в том числе лично с Александра Лукашенко, спустя четыре месяца после выборов. Об этом 9 октября сообщило агентство Reuters со ссылкой на знакомый с ситуацией дипломатический источник.
«В зависимости от поведения Лукашенко на президентских выборах решение об отмене санкций в течение четырех месяцев будет официально принято в понедельник (12 октября. — «Газета.Ru»)», — сказал некий высокопоставленный дипломат Евросоюза.
«ЕС необходимо ответить на освобождение политических заключенных», — цитирует агентство второго дипломата.
В ЕС также уверены, что Лукашенко победит на выборах 11 октября, и отмечают его нежелание строить в Белоруссии российскую авиабазу, пишет Reuters.
Санкции могут быть сняты и со всех 140 чиновников, которые находятся в черном списке ЕС.
При этом в санкционном списке останутся четыре человека, подозреваемых в причастности к исчезновениям политических оппонентов Лукашенко. Некоторые компании, такие как экспортер оружия и военной техники «Белтехэкспорт», скорее всего, также останутся под санкциями.
«Избирательная кампания завершилась. Внешне все проходило, как и предполагалось, почти демократически. Были даже акции протеста», — говорит замглавы «Общества белорусского языка» Елена Анисим. Она также выставляла свою кандидатуру на этих выборах, но сняла ее в начале лета.
«Но и административный ресурс тоже работал и работает: студентов заставляют проголосовать досрочно, наблюдателей запугивают, участников акций штрафуют. Все давно отработано. Поэтому ничего неожиданного, за исключением участия кандидата-женщины, не произошло», — констатирует Анисим.
По сути, теперь остается только один вопрос, на который пока нет четкого ответа: последуют ли за этими выборами силовые акции по подавлению оппозиции?
Все предыдущие переизбрания Лукашенко завершались по единому сценарию: сразу после выборов оппозиция устраивала массовые протесты против фальсификаций, власть их подавляла и арестовывала соперников Лукашенко.
Наиболее жестоко все происходило в декабре 2010-го, когда были арестованы и осуждены около 700 участников протеста, а также семь из десяти кандидатов в президенты.
Однако теперь повторение тех событий маловероятно — белорусское общество слишком напугано событиями на Украине. По крайней мере, большинство лидеров оппозиции на этот раз к уличным протестам не призывают.