Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры
«На повестке дня — процедурные вопросы»
— Перенос местных выборов в ДНР и ЛНР на февраль придает новую динамику процессу политического урегулирования в Донбассе. При этом ответственность за дальнейшие шаги теперь лежит на Киеве.
Украине придется принять согласованный с республиками закон о выборах в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и все-таки предоставить Донбассу особый статус. Что касается обязательств самих республик, то они минимальны.
ДНР и ЛНР будут свободны в движении по траектории государственного строительства, если Украина не выполнит свою часть договоренностей.
Более того, давление на Киев со стороны республик будет нарастать. У них к переговорам готовы вполне рациональные предложения о правилах проведения выборов в феврале — мажоритарная система, участие в выдвижении общественных организаций, ограничения для украинских СМИ, участвовавших в информационных войнах против ДНР и ЛНР, и так называемое наличие минимального времени проживания на территории Донбасса.
Вряд ли они готовы существенно менять свои предложения, подстраиваясь под требования Киева. Прямое же распространение на эти выборы действующего выборного законодательства Украины представляется труднодостижимым.
Если посмотреть с другой стороны, то, по разным причинам, почти никто не сомневается, что Порошенко, во-первых, не выполнит все, что обещал; во-вторых, не перестанет интерпретировать любые решения в свою пользу; в-третьих, продолжит и дальше затягивать процесс переговоров.
Бравурные реляции после парижского саммита, которые транслируют сам Порошенко, Климкин (глава МИД Украины. – «Газета.Ru»), Елисеев (замглавы администрации президента Украины. – «Газета.Ru») и прочие официальные и неофициальные лица, лишний раз это подтверждают.
На сегодняшний день на повестке дня три принципиальных процедурных проблемы, от решения которых зависит, каким будет политическое будущее Донбасса и Украины. Возможно, кому-то они покажутся излишне «технологичными». Но без подобных технологий невозможно ожидать реального прогресса в предстоящих переговорах. За последние полгода все в этом убедились.
Первая проблема — согласование и введение в действие механизма решений Контактной группы. Сегодня республики внесли предложения о подготовке регламента работы Контактной группы, который фиксировал бы все согласованные в Минске решения и возникающие противоречия между сторонами в процессе парафирования законодательных инициатив. По реакции украинской стороны будет понятно, насколько она готова к выполнению парижских договоренностей и к разумным компромиссам.
Пока Киев не намерен признавать права Контактной группы на согласование поправок в украинское законодательство.
Вторая — демонстрация украинской стороной политической воли довести до конца реализацию уже достигнутых в Контактной группе договоренностей. До сегодняшнего дня Киев стремился всеми силами убедить участников четверки, что добиться изменений в законодательстве он не в состоянии по внутриполитическим причинам — вплоть до демонстрации угрозы распада коалиции в Раде и даже свержения президента Порошенко. Нет никаких сигналов о том, что он готов поменять свой подход.
Наконец, третья — выполнение украинской стороной собственных решений, уже принятых на законодательном уровне. Даже согласившись с формулировками Контактной группы и проведя их через Раду, Киев будет стремиться их саботировать.
Правовой нигилизм на Украине еще больший, чем в России.
При отсутствии решений этих трех процедурных проблем прогнозирование сроков и модальностей минского процесса будет бессмысленным. Срывы договоренностей вполне вероятны. В таком случае Киеву предстоит сложное разбирательство с гарантами минских соглашений.
Республикам же мало что помешает вернуться к организации выборов по своим законам. И это позволяет считать замораживание конфликта в Донбассе все еще весьма вероятным.
Вадим Денисенко, депутат Верховной рады от «Блока Петра Порошенко», журналист
«Сначала вывод войск, а потом выборы»
— Только принцип, указанный в заголовке, позволит украинскому парламенту начать разработку особенного закона по выборам на Донбассе.
В принципе, после Парижа украинская сторона несколько раз очень четко артикулировала, что будет придерживаться исключительно минских соглашений, в которых четко прописаны все шаги для проведения выборов на ныне оккупированных территориях Донбасса. Какие это шаги?
Во-первых, полное прекращение огня и отвод техники и оружия. Если по первому вопросу все более-менее четко, то
с отводом техники есть ряд вопросов — украинские разведчики говорят о том, что идет не отвод, а перегруппировка техники.
Именно поэтому, прежде чем начать говорить о выборах, необходимо разрешить миссии ОБСЕ расширить свою деятельность на всей территории оккупированного Донбасса (в Украине у миссии ОБСЕ никаких проблем с доступом в любые точки нет). Только убедившись в том, что есть возможность проводить выборы без принуждения и без угроз со стороны вооруженных людей и особенно вооруженных иностранцев, можно начинать говорить о начале подготовки к избирательному процессу.
Вторым ключевым условием начала подготовки к избирательному процессу является вывод иностранных войск с наших территорий.
Мы не можем проводить выборы до тех пор, пока «военторг» торгует» на нашей территории.
Третьим важнейшим условием выборов является принцип амнистии. В Украине есть закон об амнистии, который мы можем применить и к тем гражданам страны, которые в силу различных обстоятельств вступили в бандформирования так называемых ДНР и ЛНР. Также в последнее время начали говорить о том, что, возможно, нужно перенимать опыт Хорватии — там многие получили амнистию, но был составлен четкий список военных преступников, который был передан в международный розыск и суд.
Но в любом случае надо понимать, что украинский парламент никогда не пойдет на амнистию Захарченко, Плотницкого, Ходаковского (лидеры самопровозглашенных ДНР, ЛНР и глава Совбеза ДНР. — «Газета.Ru») и других предателей, которые повинны в массовых смертях.
Если очень упростить принцип амнистии, то под нее ни в каком случае не могут подпадать люди, повинные в криминальных преступлениях и преступлениях против человечности.
Теперь что касается самих выборов. После того как будут выполнены все вышеназванные условия, я уверен, что парламент примет закон об особенностях проведения выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей. Но и здесь все должны понимать, что выборы должны проходить под украинским флагом, украинские СМИ должны бесперебойно работать в этих регионах, и ни одна политическая сила, которая пропагандирует сепаратизм, отказ от государственного языка или любую другую сепаратистскую чушь, не сможет принять участия в них.
В целом все эти условия довольно просто выполнить. Главное, чтобы такой сигнал в оккупированный Донецк и Луганск направила Москва.
Судьба выборов на Донбассе всецело зависит от политической воли руководства России, Киев все свои обязанности выполнял и будет выполнять в полной мере.