Биньямин Нетаньяху заявил в открытой части встречи с президентом России, что обеспокоен положением на Ближнем Востоке. «Я здесь из-за сложного положения в области безопасности, положение становится все сложнее и сложнее», — сказал израильский премьер.
Основной вопрос встречи — положение в Сирии, где Россия в последнее время усилила свое политическое присутствие, а также увеличила поставки оружия президенту Башару Асаду. Стоит отметить, что премьер Израиля привез с собой высокопоставленных военных, которые во время визита встречаются со своими коллегами в Москве для обмена мнениями по ситуации в Сирии.
Вместе с израильским премьером на встречу прибыл начальник генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Гади Айзенкот и командир военной разведки (АМАН), генерал-майор Армии обороны Израиля Герци Галеви.
Накануне приезда Нетаньяху советник премьера по национальной безопасности Йоси Коэн отметил, что цель визита премьера — желание Израиля «получить разъяснения от российской стороны о ее намерениях [в Сирии], возможных последствиях для Израиля и, если необходимо, в совместной координации в будущем, если возникнет необходимость».
Ситуация в Сирии серьезно волнует Израиль не только как ближневосточного игрока, но и как соседа Дамаска.
Оба государства находятся в долговременном конфликте из-за принадлежности Голанских высот, которые Израиль оккупировал в 1967 году после Шестидневной войны. В период стабильности в Сирии положение на Голанских высотах было относительно спокойным и обе стороны соблюдали перемирие под надзором ООН.
Однако в настоящее время со стороны Сирии происходят обстрелы израильской территории, что, как считает израильский премьер, может быть попыткой Сирии и ее союзника Ирана открыть второй фронт против Израиля. Путин, в свою очередь, заверил израильского премьера, что это не так.
«Сирия в целом в таком состоянии, что ей не до открытия второго фронта — ей бы сохранить собственную государственность», — сказал Путин, отметив, что обстрелы проводятся с использованием «ракетных систем кустарного производства».
Многие наблюдатели согласны со словами российского президента: Сирии сейчас не до военных действий против Израиля, а обстрелы производят группы исламистских боевиков, которые намеренно провоцируют израильтян для ответных ударов. Спорная территория расположена в тылу тех районов, которые контролирует армия Башара Асада. Голанские высоты находятся всего лишь в 60 км от Дамаска.
Между тем ситуацию конфликта использует и сам Израиль, оказывая медицинскую помощь боевикам-исламистам из террористической «Ан-Нусры», которые воюют против Асада в гуманитарных целях. Об этом ранее сообщало левое израильское издание «Гаарец».
Официально Израиль сохраняет нейтралитет в конфликте в Сирии, и его участие в борьбе с запрещенной в России ИГИЛ (организация запрещена в России) исключено. У Израиля враждебные отношения с Ираном, который борется с исламистами в Сирии, а шиитскую группировку «Хезболла», воюющую на стороне Асада, в Израиле считают террористической.
В то же время, по мнению координатора экспертной группы MIR Initiative Эрнеста Султанова, визит израильского премьера в Москву означает, что Израиль выражает интерес к участию в политическом урегулировании в Сирии косвенным образом.
«Нельзя жить в деревне и не испытывать беспокойства, когда вокруг тебя горит лес», — образно характеризует позицию Израиля Султанов.
По его мнению, учитывая, что у Израиля в данный момент натянутые отношения с США и ранее дружественной Турцией, Россия представляется лучшим партнером. «У Израиля мало своих вариантов, поэтому сотрудничество с Россией — это возможность поучаствовать в тех или иных комбинациях в регионе,» — говорит эксперт.
У израильского премьера сложились хорошие отношения с Путиным — оба лидера испытывают взаимную симпатию друг к другу, однако Израиль не скрывает недовольство ролью России в достижении договоренности по иранской ядерной программе. Премьер Израиля в марте выступал перед конгрессом США, пытаясь убедить не одобрять соглашение с Ираном, однако ему это не удалось.