Премьеру Великобритании Дэвиду Кэмерону в среду предстоит выступить в парламенте и ответить на вопросы, которые в основном будут касаться миграционного кризиса и планируемого референдума по выходу страны из Евросоюза. Трудности, с которым столкнулся Брюссель при решении миграционных проблем, станут дополнительным аргументом для Кэмерона о необходимости такого плебисцита. Ранее палата общин уже поддержала идею референдума, теперь слово за палатой лордов.
Еще до недавнего обострения общеевропейского кризиса с мигрантами премьер-министр Великобритании обозначал эту проблему как основную. И хотя поддержка консерваторов падает (партии не удалось получить абсолютного большинства на выборах), идею референдума многие поддерживают.
Согласно последнему опросу, проведенному агентством изучения общественного мнения Survation по заказу издания Mail on Sunday, идею выхода из ЕС поддерживает 51% британцев, в то время как 49% хотели бы остаться в единой Европе. На фоне увеличения потока беженцев число сторонников выхода из ЕС наверняка будут расти.
Считается, что проведение референдума — тактический маневр для Кэмерона. Выходить из ЕС он не собирается, однако хочет выбить больше влияния, неформальным лидером которого в настоящее время остается Германия.
Руководитель центра Института Европы РАН Елена Ананьева отмечает, что Кэмерона уже не так сильно привлекает идея проведения референдума, в отличие от времени, когда он был лидером оппозиции. Однако он вынужден выполнять закон, по которому референдум должен быть проведен в декабре 2017 года. При этом тактической победы над Кэмероном смогли добиться «евроскептики», говорит Ананьева: «Они не позволили ему проводить поспешный референдум со сроком оповещения в 28 дней и обязали предупредить о нем за четыре месяца. Это было сделано для того, чтобы не подстраивать его под текущую конъюнктуру, британское общественное мнение очень волатильно», — говорит эксперт.
Европейские страны обвиняют правительство Кэмерона в том, что оно не хочет разделять вместе с другими странами ЕС проблемы беженцев. Британское правительство также заявило о возможности дать убежище 20 тыс. беженцам из Сирии, но растянет этот процесс во времени до 2020 года. Противники премьера из числа лейбористов и «зеленых» сравнивают планы с ситуацией во Франции, которая собирается принять 24 тыс. беженцев за два года, и Германией, которая уже приняла 18 тыс. человек.
В парламенте Кэмерону также придется ответить на вопросы, связанные с недавним уничтожением с помощью беспилотников двух британских граждан сирийского происхождения.
Эта операция была совершена британскими спецслужбами, которые заявили о причастности этих британцев к террористической деятельности. Глава минобороны Майкл Феллон заявил, что британское правительство будет вновь прибегать к подобным операциям, чтобы предотвратить возвращение сирийских боевиков в Великобританию: «Есть и другие террористы, вовлеченные в совершение терактов, которые могут заявить о себе в следующие несколько недель, и мы, если это будет нужно, повторим подобные действия», — заявил Феллон в интервью BBC. Британские спецслужбы заявили, что у них есть доказательства того, что один из диверсантов собирался осуществить теракты на территории страны при возвращении домой.
Действия британских властей подверглись критике со стороны оппозиции и правозащитных групп, которые подвергли сомнению законность таких операций. Директор британского представительства «Международная амнистия» Кэйт Аллен выразила опасения, что подобные «случаи уничтожения с воздуха тех, кого считают врагами, используя секретную информацию, могут стать обычной практикой».