«У ДНР и ЛНР разные кураторы. Донецк в сфере интересов Владислава Суркова, Луганск контролирует ГРУ. От этого некоторые отличия в тактике и стратегии выстраивания экономической жизни», — такую точку зрения выдал недавно корреспонденту «Газеты.Ru» бывший губернатор Донецкой области, народный депутат Украины Сергей Тарута.
Так ли это — доподлинно неизвестно. Но то, что в политике Луганска и Донецка хватает различий, видно невооруженным глазом. С 1 сентября Луганск ввел у себя как единую валюту российский рубль. А вот в Донецке деклараций делать не стали, просто 3 сентября из недр вышло скромное распоряжение местного Национального банка с очередными курсами валют. Распоряжение это отменило фиксированный «командный» курс рубля. Прежде существовал «приказ ДНР» об обязательном приеме к оплате рубля по курсу 1 к 2 (в обменниках же вообще был уникальный курс обмена рубля к гривне — 0,5, при покупке и продаже), запрещавший маржу при обмене.
Просьбы же поменять рубли на гривну в обменных пунктах вызывали только улыбку.
Отношение к фиксированному курсу у населения было разным. В зависимости от того, на каком этапе кормовой цепочки ты находился. Те, кто получал пенсии в гривне, выигрывали. Предприниматели, все еще добывавшие товар на Украине, сталкивались с неразрешимой проблемой обмена рублей на гривну по вменяемому курсу и попыткой сохранить при этом какую-то прибыль. На базарах и сейчас пестрят объявления: «Куплю рубли, за 1000 гривен 2600 рублей!»
«Я не знаю, о чем ты говоришь и что означает курс 1 к 3, — рассуждает донецкий предприниматель Евгений Долинер. — По идее, это возвращение к адекватности, и означает оно, скорее всего, скорый рост цен. Но я в 9.30 заправил машину, и цена на бензин та же самая, из расчета курса 1 к 2. Никому не ясно будут ли индексироваться по новому курсу пособия и пенсии или их зафиксируют в рублях. Никому ничего пока не ясно, кроме того, что гривна теперь в Донецке стоит почти 3 рубля».
Бензин был одной из «фишек» ДНР. Вообще-то он был здесь дороже, чем в Мариуполе. На Украине литр А95 стоит в районе 23 грн, в ДНР — в районе 27 (54 руб.).
Но если пересчитывать по реальному курсу, то получалось, что лучше ехать на машине в Донецк «пустым» и уже там заливать в бак отличный русский бензин по немыслимой для Украины цене 18 грн за литр.
То же самое было с ценами на электроэнергию, газ и прочие коммунальные платежи. На украинской стороне они растут месяц от месяца, а на «донецкой» цены фиксированы, да еще и занижены из-за фиксированного курса рубля.
Сейчас это вызвало локальную панику. «Мой дедушка задолжал за коммунальные платежи 7 тыс. грн. Так что он в один день получил долг в 21 тыс. рублей! Это безумие! Его пенсия в рублях никак не меняется», — написала мне одна из донецких знакомых.
Предприниматели надеются на передышку. Тот же Евгений Долинер, директор сети из 25 киосков, так пояснил свои нынешние проблемы: «Я веду в каждом киоске два журнала — для гривневой и рублевой выручки. Налоги с гривневой теперь будут считаться 1 к 3, а социальный взнос, интересно, тоже пересчитают? Какие налоги в ДНР?
Я плачу 2,5% с оборота, эквивалент 400 грн как единый социальный взнос и 31% с зарплаты каждого оформленного работника. При этом административно у меня требуют, чтобы эта зарплата была не ниже 2,5 тыс. грн.
Еще работник должен заплатить сам со своей зарплаты 13% подоходного налога. Сам видишь, и зарплаты маленькие, и платить их мы не в состоянии. Оформляем людей на неполный рабочий день.
Из 25 киосков только в семи у меня оформленные люди. Еле выживаем. А тут еще у нас кассовые аппараты стали требовать. По два на киоск! Для гривны и рубля. Ты в богатой и великой России хоть один киоск «Роспечати» с кассовым аппаратом видел? А у меня должно их два стоять. А они б/у по 3,5 тыс. грн на базаре стоят…»
Экономика в республике действительно скромная и люди в своей массе живут довольно бедно. И официальное введение рубля в ДНР не продекларировали. Хотя вполне могли.
«Гривны просто нет! — говорит Руслан, другой донецкий предприниматель. — Ты не поверишь, мы по субботам на футбол ходим и по 40 руб. за аренду поля скидываемся. Так у нас тут один 20 грн из кармана достал. Все сбежались разглядывать! Шутили, конечно. Но в выручке гривны почти нет, и это правда. За все и везде платим в рублях. И разговоры о введении реального курса ходили уже месяц. Я своим арендаторам курс где 2,3, а где и 2,7 предъявлял. Они официальную бумагу требовали, а она вот теперь у меня есть!»
Как бы там ни было, а в Донецке возвращение реального курса рубля воспринимают в предпринимательских кругах с одобрением. Для бизнеса это знак очередного шага по отходу от «экономики с автоматом». Люди же ждут ближайших пенсий и зарплат без энтузиазма. Все боятся, что повышения выплат на 30% не произойдет.