«Меня называют инвестором, идущим вопреки тенденциям рынка, но я очень осторожен, чтобы идти против всего стада, меня могут втоптать в грязь» — так говорил Сорос в интервью журналистам для книги «Сорос о себе самом», изданной в 1995 году. Сорос действительно очень осторожен — он кажется эксцентриком, но каждый его шаг просчитан до мелочей: его бизнес-карьера это прекрасно демонстрирует. Начав свою карьеру в США как сотрудник небольшой брокерской фирмы, он за 10 лет смог добиться успеха как финансист и торговец европейскими ценными бумагами. Сегодня его состояние, заработанное во многом финансовыми спекуляциями, составляет $23 млрд.
Детство Сороса было достаточно тяжелым, еврейская семья жила в Будапеште во время нацистской оккупации. В 14 лет благодаря венгерским знакомым своих родителей он чудом избежал депортации в концлагерь.
Победный 1945-й он встретил в Будапеште, где советские войска вели жестокую битву за венгерскую столицу с оборонявшими город нацистами. Политолог и историк Алексей Макаркин считает, что детство во время нацистской оккупации повлияло на стремление Сороса к справедливости: «Тебя воспринимают как изгоя, тебе угрожает смерть, ты живешь среди фашистов, которые убивают евреев, среди этого иррационального ужаса».
После войны Сорос несколько лет прожил в Англии, где получил степень бакалавра наук и защитил диссертацию по философии. Во время учебы он еле сводил концы с концами и был вынужден работать официантом и проводником. Финансовый мир был его страстью: после окончания университета он начал работать коммивояжером, а затем устроился в банк Singer and Friedlander. Сорос сменил несколько банковских работ в Англии и США, пока в 1969 году не создал свой собственный фонд Soros Fund Managenment.
Знание мировых финансовых рынков через два десятилетия принесет ему огромное богатство — в 1992 году Сорос смог заработать на падении курса фунта против германской марки более $1 млрд.
Друг «толстых журналов»
Свою деятельность в России Сорос начал еще во времена СССР в 1988 году, когда организовал фонд «Культурная инициатива», проработавший, правда, недолго. Сам Сорос был недоволен тем, как использовались деньги, и фонд ликвидировал. Уже после распада Союза в 1995 году он открыл отделение фонда «Открытое общество», к тому времени отделения фонда уже существовали во многих странах.
Именно его деньги помогли выжить многим столь любимым интеллигенцией литературным «толстым журналам», а гранты фонда Сороса «Открытое общество» выдавались многим российским ученым и общественным деятелям.
В 1997 году российское отделение фонда — институт «Открытое общество» — возглавила директор библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева.
«У нас была миссия — заложить основы гражданского общества, замешать этот цемент, чтобы он мог удержать краеугольные камни здания. Я думаю, что мы эту задачу выполнили», — вспоминала ныне покойная Гениева о своей работе в фонде.
Сорос не скрывал, что его гранты прежде всего направлены на поддержку демократической части общества, хотя сам миллиардер не стеснялся вести диалог и с политическими оппонентами.
В середине 1990-х он познакомился с радикальным философом-националистом Александром Дугиным и пригласил его на одну из конференций «Открытого общества» в Будапешт. Как вспоминают знакомые Дугина, Соросу понравилось, как русский националист спорил с ним.
В России Сорос также активно вкладывал в развитие интернета, потратив около $100 млн на оснащение современными технологиями российских школ, университетов и библиотек. На деньги предпринимателя также издавался Соросовский образовательный журнал, который бесплатно рассылали по библиотекам. Журнал в доступной форме рассказывал школьникам о научных открытиях в разных областях естественных и точных наук.
В те времена о его деятельности благожелательно отзывались даже те, кто потом станут записными «охранителями».
«Сорос сделал много полезного в России. Поддержал исследования, помог выжить научным организациям, некоторым институтам гражданского общества», — говорил о нем в 2003 году политолог Вячеслав Никонов.
Меценатство прекрасно уживалось в нем с железной хваткой бизнесмена. В 1997 году Сорос вместе с российским миллиардером Владимиром Потаниным вступил в ожесточенную битву за телекоммуникационную компанию «Связьинвест», которую правительство продавало с аукциона. Его конкурентами в то время были другие российские миллиардеры — Борис Березовский и Владимир Гусинский. Союз Сороса и Потанина победил, заплатив за 25% акций компании $1,875 млрд. В 2004 году Сорос продал свою долю с большим дисконтом за $600 млн американскому бизнесмену Леонарду Блаватнику.
Он брал на себя риски
В новые времена в России Сорос не вписался. С приходом к власти президента Владимира Путина его фонд постепенно стал сворачивать свою деятельность в России. Первый чувствительный сигнал об этом он получил, когда в ноябре 2003 года в арендованный офис «Открытого общества» случился обыск в стиле «маски-шоу». Это был типичный «спор хозяйствующих субъектов», от которого за версту веяло политикой. О новых временах в России Сорос, впрочем, до поры до времени отзывался дипломатично. «В чем-то новый режим напоминает ранее существовавший, в чем-то — отличается от него. Я думаю, было бы сложно характеризовать этот режим как открытое общество. Но, безусловно, этот режим уже не является столь жестким и закрытым, как его предшественник», — говорил Сорос, отвечая на вопросы читателей газеты «Известия» в 2003 году.
Противники Сороса в России называют миллиардера и филантропа проводником «оранжевых революций».
Его структуры действительно помогали противникам режима сербского президента Слободана Милошевича: сведения о том, что Сорос оказывал помощь студенческому движению «Отпор», которое выступало против режима, содержатся в документах, опубликованных WikiLeaks.
Кроме того, Сорос помогал и аналогичным молодежным группам в Грузии, которые также успешно совершили «революцию роз», которая привела к власти Михаила Саакашвили.
«Сорос помогал протестным движениям время от времени. Он использовал свои средства, чтобы поддерживать свободу и продвигать «открытое общество». Он брал на себя риски, которые не могли брать на себя западные правительства,» — рассказывает «Газете.Ru» американский публицист Линкольн Митчелл, автор книги «Цветные революции».
При этом «общественно-политическая» деятельность Сороса часто подвергалась критике. Обозреватель журнала Forbes Ричард Минитер отмечал, что подобная деятельность миллиардера «создает проблемы» для американской администрации.
«В связи с тем что все наиболее успешные смены Соросом диктатур происходят в постсоветском мире, «внешняя политика» Сороса создает трения между США и Россией, а также вызывает агрессию со стороны стран Центральной Азии, которые предоставляют свои территории под базы на время афганской кампании», — писал Минитер.
Стоит отметить, что с администрацией Джорджа Буша Сорос всегда был на ножах и не скрывал свою неприязнь к его правлению. В 2004 году он даже сравнил международную политику президента США со «Скотным двором» Джорджа Оруэлла, одной из своих любимых книг. Впоследствии в своей книге «Мыльный пузырь американского превосходства» Сорос заявил, что основой идеологией Буша является «фундаментализм».
«Я уверен, что администрация Буша намеренно использовала события 11 сентября, чтобы изменить курс и предпринять шаги, которых американская общественность в других условиях не потерпела бы», — писал Сорос.
Строки из этой книги с удовольствием цитировали даже записные противники Сороса среди руководства КПРФ, однако его имидж в России это все равно не спасло. Тем более подоспели обвинения в том, что Сорос несет ответственность за финансовый кризис 2008 года: миллиардер был назван газетой Guardian в числе виновников экономической катастрофы вместе с президентом Джорджем Бушем. Сам Сорос, впрочем, говорил, что виной всему — «социал-дарвинизм» администрации Буша.
В Россию, откуда из плена некогда бежал его отец, воевавший в Первую мировую, Сорос больше не приезжает. Его фонд, который пока еще осуществляет образовательные проекты в России, попал в патриотический «стоп-лист» Совета Федерации. Недавно ветеран правозащитного движения Светлана Ганнушкина, организация которой, «Гражданское содействие», сотрудничает с фондом, отметила, что он может окончательно свернуть деятельность в России.
В начале августа на волне борьбы с «нежелательными организациями» из школьных библиотек изъяли книги британских историков Энтони Бивора и Джона Кигана, которые были изданы на деньги фонда Сороса.
Местные власти заявили, что книги «пропитаны пропагандистскими стереотипами нацизма». Такое обвинение в адрес человека, знающего, что такое нацизм на собственном опыте, звучит по меньшей мере странно.
По мнению политолога Алексея Макаркина, нынешнее неприятие образовательных и книжных программ Сороса связано во многом в том, что бизнесмен-филантроп «подвергает сомнению многие идеологические догмы».
«Его книги направлены на диалог, против национализма и представлений, что «твоя страна всегда права», и учат ко всему подходить критично, — говорит Макаркин. — Люди возмущаются, даже если им государственное телевидение вдруг подвергает сомнению подвиг 28 панфиловцев, а если нечто такое исходит от Сороса, то сразу же начинают говорить об оскорблении наших культурных традиций».
За последние 15 лет на различные образовательные и благотворительные программы в России Джордж Сорос потратил около $950 млн.