По данным индийского информационного агентства IANS, в ближайшее время индийские власти выпустят официальное конкурсное предложение по поставке в ВВС Индии 90 новых средних истребителей. По данным агентства, к участию в конкурсе приглашаются участники предыдущего конкурса на закупки средних истребителей, завершившегося подписанием контракта о закупке Индией 36 истребителей Rafale. Среди прочего, это означает, что в конкурсе может участвовать и уступивший Rafale российский МиГ-35, проигравший в прошлый раз.
Первые условия конкурса были сформулированы еще в 2005 году. Однако коммерческие предложения по конкурсу в результате различных задержек и согласований начали приниматься только с 2007 года. Речь шла о закупке 126 самолетов. В конкурсе принимали участие российский МиГ-35 (глубоко переработанная версия МиГ-29), французский Rafale, общеевропейский Eurofighter Typhoon, шведский Grinpen и американский F-16.
МиГ-35 не удалось пробиться в короткий список конкурса. В 2012 году было объявлено о том, что конкурс выиграл Rafale. Дальше, однако, начались различные задержки и сложные переговоры французских производителей с индийскими властями.
Индийская сторона выражала недовольство ростом цены на контракт жизненного цикла по обслуживанию истребителя и стоимость самого самолета. Кроме того, стороны не могли договориться о принципах возможной передачи технологий, на которой настаивала Индия. В итоге в 2015 году контракт на поставку 126 истребителей был расторгнут и заменен на покупку 36 истребителей, которые Индия согласилась напрямую закупить во Франции.
По данным источников агентства IANS в индийской армии, к новому конкурсу должны пригласить всех участников тендера 2007 года, включая российский МиГ-35. Собеседники агентства особенно подчеркивали, что, по результатам нового конкурса, самолеты должны производиться в Индии. А значит, это будет одним из элементов программы «Make in India» — амбициозной программы, запущенной нынешним премьером Индии Нарендрой Моди и предполагающей привлечение в Индию новых технологий и локализацию современного производства на территории страны.
Включение в программу новых оборонных проектов до сих пор наталкивалось на определенные сложности. В частности, в июльском интервью агентству Press Trust of India посол Индии в РФ Сринивасан Рагхавана заявлял, что, возможно, единственным оборонным проектом программы «Make in India» станет развертывание на территории страны производства российского транспортного вертолета Ка-226. Теперь в нее может быть включен гораздо более серьезный проект, связанный с выпуском истребителей.
Представители ОАК сообщили «Газете.Ru», что пока не готовы комментировать свое возможное участие в еще не объявленном конкурсе. По мнению российских экспертов авиационной отрасли, такое участие достаточно вероятно. Мнения о шансах победы в возможном конкурсе у опрошенных экспертов разделились.
«Индийцы в своей оборонной политике всегда отличались тем, что не готовы класть яйца в одну корзину и стараются выбирать поставщиков из разных стран,
— говорит редактор портала Avia.ru Руслан Гусаров. — С нами они сотрудничают по производству тяжелых истребителей Су-30, поэтому для истребителей более легкого класса решили выбрать Rafale. Однако у МиГ-35 могут быть преимущества в конкурсе. Прежде всего Индия действительно заинтересована в передаче технологий, а мы готовы делиться ими более широко». По мнению Гусарова, российский авиарынок, в том числе и для военной продукции, не так велик, Индия же предоставляет хорошие возможности для развития перспективных проектов.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Максим Шеповаленко относится к перспективам российского истребителя на новом конкурсе более скептично: «Новый конкурс — это фактически продолжение старого. Проект по поставкам 126 истребителей Rafale сорвался, главным образом из-за невозможности договориться о порядке передачи технологий Индии. Французы соглашались на передачу в принципе, однако отказывались нести ответственность за изделия, которые будут собираться в Индии, справедливо не доверяя качеству сборки. Не исключаю, что новый конкурс — это просто учтивая форма для производителей Rafale наконец принять условия индийской стороны».