Информация, появившаяся в газете India Today, не имеет официального подтверждения, газета ссылается на источники в национальной разведке. Заметка выдержана в достаточно алармистском духе, поскольку фактически речь идет о том, что китайский подводный флот сможет получить дружественные порты в северо-западном секторе Индийского океана.
Сам заход, по данным газеты, состоялся еще в мае. Китайская лодка находилась в Карачи в течение недели, заправляясь и пополняя запасы. Речь идет об одной из самых современных китайских дизель-электрических подводных лодок класса «Юань» (обозначение, принятое в НАТО), оборудованных воздухонезависимым двигателем, который позволяет субмарине совершать длительные походы без подъема на поверхность. Появление субмарины в Карачи вызвало серьезную озабоченность экспертов в области безопасности из индийского МИДа.
Заход подводной лодки КНР в пакистанский порт лишь один из многих эпизодов серьезной стратегической игры Китая по обеспечению военного присутствия в Индийском океане. Китай стремится обезопасить пути, по которым осуществляется морская торговля между Китаем и странами Европы и — что еще более важно — доставка значительной части нефти, закупаемой Китаем в Иране и странах Персидского залива. Эти важнейшие для решения вопросов национальной безопасности Китая морские пути проходят через Индийский океан и крайне уязвимы для любого воздействия.
В обнародованной 26 мая новой военной доктрине Китая (так называемой Белой книге) особо отмечается, что по мере экономического роста Китая изменяются и его национальные интересы — теперь это различные глобальные факторы, такие как угроза международного терроризма, мировые эпидемии или проблема океанского пиратства, которые оказывают на эти интересы более существенное влияние. Среди прочего, по мысли китайских стратегов, это означает необходимость уделять больше внимания безопасности морских путей. Для решения этой задачи ВМС Китая, как отмечается в доктрине, начинают постепенно отказываться от исключительно береговой обороны и будут включать в нее элементы «защиты открытых вод» (open seas protection), то есть развивать океанский флот. Правда, с этим есть сложность: отсутствие логистической инфраструктуры — то есть баз ВМФ Китая в Индийском океане.
Для решения этой проблемы Китай осуществляет ряд мер, которые неформально принято называть стратегией «жемчужной нити». Речь в данном случае идет о серьезной активности по строительству Китаем портовой инфраструктуры в странах, выходящих к Индийскому океану.
Сейчас при содействии китайских инвесторов, в частности, осуществляется строительство или глубокая реконструкция таких портов, как пакистанский Гвадар, шри-ланкийские Коломбо и Хамбантота, а также Кьяукпью в Мьянме. Вопрос о том, насколько возводимые при содействии Китая порты могут в полной мере использоваться в качестве военных баз, до сих пор вызывает разногласия среди экспертов.
Во-первых, возведение таких баз требует оборудования специфической и крайне дорогостоящей инфраструктуры (а серьезных подтверждений этого до сих пор нет), во-вторых, не вполне ясно, как Китай при нынешнем технологическом уровне своих вооруженных сил может защитить подобные базы, удаленные от его территории на тысячи миль.Тем не менее, отмечают индийские наблюдатели, подводные лодки КНР в этом году уже дважды заходили в порт Коломбо на Шри-Ланке, что также вызывало серьезную обеспокоенность Дели. Пока речь не идет о каком-то подавляющем превосходстве и тем более об агрессивных действиях со стороны Китая. Скорее вопрос в том, что Индия в принципе с большим беспокойством относится к появлению новых военных сил в океане, который привыкла считать «своим». К тому же вопрос осложняется тем, что ВМФ Индии в данном случае остаются скорее наблюдателями, не будучи в состоянии развивать стратегическую активность подобного масштаба.
При этом, несмотря на беспокойный тон публикаций и действительно возросшую активность Китая в Индийском океане, говорить о серьезном обострении отношений между Индией и Китаем, наверное, пока рано.
Эксперт Российского совета по международным делам Василий Шикин считает, что новые маршруты китайских подводных лодок вряд ли приведут к политическому обострению между Китаем и Индией. «Обе страны, безусловно, не заинтересованы в этом. Военное соперничество при этом в определенной форме продолжится», — объясняет он «Газете.Ru».
По мнению Шикина, пока главным инструментом воздействия Индии на ситуацию станут разные формы давления на сопредельные страны. В случае Пакистана, учитывая его предельно натянутые отношения с Индией, это невозможно. Однако в случае Шри-Ланки или Мьянмы может принести успех. В частности, он обращает внимание на недавнюю победу на Шри-Ланке нового президента Майтрипалы Сирисены, известного своей проиндийской ориентацией и склонного ограничить сотрудничество с Китаем.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Максим Шеповаленко полагает, что обсуждение захода китайской подводной лодки в Пакистан, возможно, станет поводом для политического шума и новых запросов ВМФ Индии для дополнительного финансирования, однако большой проблемы в этом тоже не видит.
«Китайский флот просто учится ходить в дальние походы, он имеет на это право, и большой опасности в этом нет», — говорит Шеповаленко «Газете.Ru».
По его словам, индийцы в настоящее время осуществляют развитие противолодочной авиации: закупают американские патрульные самолеты Posseidon, при том что у них уже есть на вооружении российские Ту-142 для действий на больших расстояниях.
«Китайская подводная лодка не настолько бесшумная, чтобы ее обнаружение стало проблемой. Поэтому имеющихся средств Индии вполне достаточно», — считает эксперт.