Во вторник официальный представитель СК Владимир Маркин сообщил о возобновлении расследования убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, совершенного в 1998 году.
По словам Маркина, оперативные данные свидетельствуют, что заказчиком преступления мог быть экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, ныне проживающий за рубежом. При этом представитель СК сослался на «вновь открывшиеся обстоятельства», но в чем именно они заключаются, не уточнил.
«В рамках расследования уголовного дела планируется проведение следственных действий, направленных на изобличение лиц, причастных к совершению этого и ряда других тяжких преступлений, в том числе и допросы свидетелей и подозреваемых, среди которых, вероятнее всего, будет и Ходорковский», — заявил Маркин.
Экс-глава ЮКОСа в своем твиттере обратился к СК с просьбой объяснить, с чем связаны возникшие претензии в его адрес: «Прошу Маркина уточнить, это реакция на исполнение Гааги (имеется в виду арест российского имущества в Бельгии по иску «дочки» ЮКОСа. – «Газета.Ru») или на серию статей о будущем России после Путина?»
«Следственный комитет политикой не интересуется», — также посредством твиттера ответил Ходорковскому главный спикер СК.
@mich261213 Следственный комитет политикой не интересуется.
— Владимир Маркин (@VladimirMarkin) 30 июня 2015
Пресс-секретарь экс-главы ЮКОСа Кюлле Писпанен заявила «Газете.Ru», что удивлена неожиданному заявлению Маркина, который, сообщая о возобновлении расследования убийства Петухова, не привел никаких подробностей по новым доказательствам в деле, ведущим его следователям и другой фактуре.
Писпанен сказала, что до этого сигналов о возобновлении дела об убийстве Петухова не поступало.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант заявил «Интерфаксу», что сведения о причастности его подзащитного к убийству Петухова считает домыслами: «Я фантазии не комментирую и домыслы тоже».
«Такое не в первый раз происходит. Сколько лет они пытаются доказать, что у Михаила Борисовича руки по локоть в крови, а как-то все ничего не получается. Может, потому, что там и доказывать нечего», — рассуждает Писпанен.
В своем заявлении Маркин также выразил мнение, что отсутствие Ходорковского на территории РФ не станет препятствием для проведения с ним следственных действий. Пресс-секретарь экс-главы ЮКОСа напоминает, что в таких случаях есть два варианта – следователи попытаются вызвать Ходорковского в Россию или поедут за рубеж, чтобы допросить бизнесмена на месте.
Мэр Нефтеюганска Владимир Петухов был убит 26 июня 1998 года по пути на работу. Главу города расстреляли из пистолета-пулемета. Преступление было совершено в день рожденья Михаила Ходорковского. Следствие связало убийство с компанией ЮКОС, руководство которой Петухов обвинял в налоговых неплатежах, а за месяц до своей смерти публично предупредил, что, если средства не поступят в бюджет, он добьется отмены кредита, выданного ЮКОСу и «Юганскнефтегазу».
В 2007 году за убийство Петухова был осужден глава службы безопасности компании Алексей Пичугин, а в 2008-м – совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин. Последнего осудили заочно, так как в 2003 году он уехал в Израиль. Заказчики преступления в деле не фигурировали.
На всех судах основной линией защиты ЮКОСа был тезис о том, что компании невыгодно убийство активного ее критика. В 2013 году Ходорковский в интервью «Снобу» объяснил, что мотивов для убийства Петухова у него не было, так как решения бывшего мэра почти не влияли на компанию ЮКОС, у которой не было добывающих мощностей в городе.
Несмотря на заявление Маркина об отсутствии в деле политики, опрошенные «Газетой.Ru» эксперты все же видят политическую составляющую.
Политолог Станислав Белковский называет слова Маркина «резким асимметричным ответом» Кремля на недавний арест российского имущества в Бельгии по иску бывших акционеров ЮКОСа.
«Не будучи в состоянии остановить арест активов юридическим путем, Россия прибегает к такому методу, чтобы объявить Ходорковского в международный розыск и, возможно, арестовать связанных с ним людей в России для торга по решению Гаагского арбитража», — уверен эксперт.
Сам Ходорковский давно утверждает, что к активам ЮКОСа и претензиям бывших акционеров отношения не имеет. Однако, по мнению Белковского, в Кремле не верят, что столь масштабный юридический процесс в Гаагском арбитраже может проходить без влияния опального олигарха: «В общем, это и месть, и попытка давления на Ходорковского. Логика Кремля непредсказуема, и заложником может стать любой человек, ради которого, с точки зрения властей, Ходорковский может пойти на компромисс по вопросу иска».
Дело Петухова давнишнее, при этом власти его постоянно поддерживали на плаву – видимо, как «крючок» для Ходорковского, продолжает мысль директор Института региональных проектов Николай Миронов. Он полагает, что в Кремле рассматривают Ходорковского как проводника «мягкой силы» Запада, а ответный шлейф уголовных дел нужен властям для дезавуирования президентских амбиций бывшего главы ЮКОСа.
«Вряд ли будет возможен арест Ходорковского и вообще его возвращение в Россию. Учитывая дело с арестом активов, западные страны оставят его у себя, чтобы и дальше давить на Россию. В результате Ходорковский окончательно превратится в феномен международных отношений, «лидера в изгнании», — констатирует Миронов.
Возобновление дела может служить задаче превращения Ходорковского в массовом сознании «из политэмигранта в скрывающегося за границей уголовника», согласен глава Политической экспертной группы Константин Калачев. И «эта задача становится тем актуальней, чем активней он сам как публичный деятель».
Эффект воздействия принятого решения о возобновлении дела на западные страны будет зависеть от того, насколько убедительны окажутся «вновь открывшиеся обстоятельства дела»: «Если нет – а дело старое и ожидать новых открытий в нем сложно, – то оно будет воспринято лишь внутри страны», — считает Калачев.
Впрочем, Белковский сомневается, что лично Ходорковскому, в отличие от его российских сторонников, новые претензии СК осложнят жизнь, поскольку Запад вряд ли пойдет на экстрадицию экс-главы ЮКОСа.