«Патриотический акт» был принят администрацией президента Джорджа Буша-младшего в конце октября 2001 года. Это было сделано по следам событий 11 сентября 2001 года, когда террористы «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» атаковали Нью-Йорк и Вашингтон. Часть его положений истекла 1 июня нынешнего года.
Собравшись на внеочередном заседании, сенаторы так и не смогли прийти к единому мнению по их продлению.
Речь, в частности, идет о возможности получения спецслужбами данных о звонках, совершаемых американцами. Прослушка возможна только по постановлению суда, но спецслужбы в любой момент смогут собирать так называемые метаданные — откуда и куда звонил интересующий их объект. Соответствующие данные обязаны были предоставлять телефонные компании. Действие этого положения не удалось продлить, причем раскол возник даже среди самих республиканцев.
Один из них, кандидат в президенты Рэнд Пол, призвал голосовать против продления этих положений «Патриотического акта».
«Так шаг за шагом мы позволили отнять у нас наши свободы», — сказал Пол во время воскресного выступления в сенате.
В ответ глава сенатского комитета по делам вооруженных сил и товарищ Пола по партии Джон Маккейн, не скрывая раздражения, заявил, что тот не подходит для выдвижения на президентский пост.
Само положение о возможности получения доступа к телефонным звонкам было секретным, однако о нем стало известно после разоблачительных выступлений бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности Эдварда Сноудена.
Кроме того, отныне ордер на отслеживание переговоров террористов будет выдаваться не на самих подозреваемых, а на используемые ими средства связи. То есть каждый раз, когда потенциальный террорист будет менять телефон, спецслужбам придется получать новое разрешение на прослушку. Очевидно, что это существенно осложнит их работу.
Наконец, секретные ведомства больше не смогут без судебного ордера отслеживать переговоры так называемых «волков-одиночек». Речь идет о негражданах США, подозреваемых в террористической деятельности, которые действуют на американской территории в одиночку, а не в составе организованных групп — участники последних по-прежнему могут подвергаться слежке без специального ордера.
Правда, это касается только новых объектов слежки, на лиц, разработка которых уже началась, отмена этого положения не распространяется.
Во вторник сенаторы вернутся к обсуждению «Патриотического акта», и власти надеются, что действие положений, утративших силу, будет продлено.
Генпрокурор США Лоретта Линч незадолго до отмены положений «Патриотического акта» заявляла, что это приведет к «серьезным нарушениям» в области защиты национальной безопасности США. Не менее жесткой была и реакция Белого дома:
«В таком вопросе, как национальная безопасность, сенаторы должны отложить свои политические противоречия и действовать слаженно. Американский народ этого заслуживает», — говорится в сообщении Белого дома.
Между тем отношение самих американцев к положениям «Патриотического акта», позволяющим шпионить за гражданами, остается негативным, хотя с каждым годом все менее. Согласно опросу издания The Washington Post, проведенному в январе 2013 года, 66% американцев «выражают озабоченность» использованием их личной информации спецслужбами. В январе 2014 года, согласно опросу Pew Research Center, против сбора данных выступало только 53%.