По первому сценарию, в мае станцию покидают трое из шести членов экипажа, остальные трое остаются на борту и ждут следующего грузовика, который планируется отправить на МКС 19 июня.
Второй сценарий предполагает спуск в мае всех шести членов экипажа с консервацией станции до выяснения причин неудачи «Прогресса».
И третий — плановая замена экипажа до конца мая: вместо троих космонавтов, которые спустятся на Землю, на станцию отправятся следующие трое. Таким образом, ждать следующего грузовика космонавты будут уже вшестером.
В настоящее время на борту МКС находится экипаж из шести человек: Терри Вертс, Антон Шкаплеров, Саманта Кристофоретти, Геннадий Падалка, Михаил Корниенко и Скотт Келли. Шкаплеров, Кристофоретти и Вертс должны вернуться на Землю 14 мая, затем приземлится Геннадий Падалка, а Корниенко и Келли должны провести на орбите год. На 26 мая запланирован полет Олега Кононенко, Кимия Юи и Челла Линдгрена.
В пресс-службе Роскосмоса «Газете.Ru» сообщили, что на 19 июня намечен старт американского грузового корабля Dragon, а на 6 августа — запуск российского «грузовика» «Прогресс М-28М». Кроме того, 17 августа текущего года к МКС отправится японский транспортный корабль HTV.
«Сейчас запасов еды, воды и кислорода на станции осталось где-то на два месяца. То есть космонавты спокойно доживают до конца июня, когда запланирован полет американского грузовика. Но вот до следующего «Прогресса», который должен полететь в августе, — уже нет. Если июньский полет по каким-то причинам будет отложен или окажется неудачным, мы, конечно, будем выводить экипаж с орбиты», — рассказал «Газете.Ru» представитель Роскосмоса.
Он добавил, что система снабжения станции построена из расчета на один пропущенный цикл: «То есть все запасы формируются с учетом того, что их должно хватить не до следующего грузовика, а через один».
При этом технология пополнения запасов учитывает все пуски к МКС – как российские, так и американские и европейские. «Это целая логистическая система, которая задействована в обеспечении доставки. Понятно, что всегда, когда ты возишь вещи порциями, ты создаешь некий запас», — добавил собеседник «Газеты.Ru».
Запуск к МКС грузового корабля «Прогресс М-27М» 28 апреля закончился неудачей, связь с ним была потеряна, а в ночь на пятницу он сгорел в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.
На его борту было 50 кг воздуха, 420 литров воды, баллоны с кислородом и научная аппаратура.
«В соответствии с правилами эксплуатации МКС запасы продовольствия, топлива, воздуха и воды на МКС зарезервированы с запасом на случай возникновения нештатных ситуаций. Благодаря этому экипаж МКС обеспечен всем необходимым для нормального нахождения на борту станции до прибытия следующего грузового корабля», — пояснили в пресс-службе ведомства.
Окончательное решение об алгоритме действий в отношении экипажа МКС будет принято после того, как комиссия по расследованию инцидента с «Прогрессом» определит причины неудачного запуска корабля.
«Самый простой вариант — не отправлять следующих космонавтов, не торопиться с запуском. Но если сейчас выяснится, что комиссия разобралась, задерживать отправку нового экипажа не будет смысла», — сообщил представитель Роскосмоса.
При этом он подчеркнул, что времени на эвакуацию космонавтов в случае форс-мажора будет много:
«Наверное, какие-то нюансы возникнут, но не так, что «ах, кончается воздух» — и все задохнулись. Такого не будет».
Сообщения о том, что экипажу МКС рекомендуют перейти на режим экономии, представитель Роскосмоса назвал глупостью: «Всегда, когда люди живут в ограниченных условиях, они находятся в режиме экономии. И не обязательно, что они голодают, просто там все аккуратно посчитано, есть нормы, сколько положено тратить. Экономить с дыханием никто не будет. Экономить с едой и водой — тоже, поскольку и так попусту никто ничего не тратит. Отказываться от физических упражнений также не станут — это чревато тем, что потом людям сложнее будет восстанавливаться».
По словам собеседника «Газеты.Ru», в самом худшем случае экипаж покинет станцию за несколько минут: «Запас еды внезапно не закончится. У нас существует сценарий, когда в случае аварийной ситуации экипаж перебирается в спускаемый аппарат и, если потребуется, через три часа после расстыковки уже будет на Земле».
Представитель Роскосмоса также не исключил, что сообщения о нехватке кислорода и провизии на МКС могут быть спекуляциями представителей космической промышленности с целью выбить финансирование на внеплановый запуск грузового корабля: «Кто-то хочет быстренько втюхать еще один корабль — дайте денег, космонавты голодают. Но это не так».
Первый заместитель директора ЦНИИ машиностроения по пилотируемым программам Сергей Крикалев, который шесть раз летал в космос, где провел в общей сложности 803 дня (мировой рекорд), пояснил «Газете.Ru», что план покидания станции экипаж отрабатывает каждый день: «При штатном полете эвакуация отрабатывается каждые сутки. Экипаж четко знает, как действовать на том или ином витке. На каждый из них дается циклограмма, когда включать двигатели на торможение, если что-то случится. Это обычная рутинная процедура, которая проводится независимо ни от каких грузовиков».
Крикалев также подчеркнул, что вводить режим экономии на борту МКС бессмысленно, поскольку все нормы потребления рассчитаны заранее и не могут быть сокращены: «Дышать через раз не получится, воду человек будет потреблять в соответствии с медицинскими нормами. Физические нагрузки снижать никто не станет, потому что в этом случае будут проблемы со здоровьем. Запасы формируются исходя из того, что их должно хватить не просто до следующего грузовика, а на случай, если он не придет. И все расчеты сделаны так, что программа никак не меняется при нештатной ситуации. Случаев, чтобы до МКС не добирались два грузовика подряд, еще не было», — подчеркнул космонавт.
По его словам, программа полета будет пересмотрена лишь в случае неудачи с запуском американского грузового корабля в июне: «Если он упадет, тогда и будет решаться, продолжать полет или нет, когда и куда садиться», — отметил Крикалев.
Сама процедура эвакуации с МКС отрабатывается еще на Земле и входит в обязательную программу подготовки космонавтов. При этом с точки зрения траектории и испытываемых нагрузок нештатный спуск на Землю ничем не отличается от планового: «Космонавты готовятся не один месяц, а зачастую и не один год. И покидание станции — это часть программы подготовки. Даже в случае нештатной ситуации, когда экипаж изолировался в корабле (спускаемой капсуле), он может несколько дней разбираться, что произошло. Можно сразу отстыковаться, а можно думать, как спасти станцию или какое-нибудь оборудование. Там множество вариантов, как в шахматной партии».
При этом МКС может длительное время существовать без экипажа и управляться с Земли. «Если будет принято решение прекратить полет, значит, будут проведены необходимые работы на станции, и экипаж вернется. Но это все будет не внезапно», — подчеркнул Крикалев.