Комиссия по проверке достоверности сведений о доходах и расходах членов Совета Федерации направила «запросы в компетентные органы», чтобы проверить, владеет ли сенатор Вячеслав Фетисов тремя офшорами на Кипре, сообщил председатель комиссии, вице-спикер Юрий Воробьев агентству «Интерфакс».
Сенатора обвиняет Фонд борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) (ФБК) Алексея Навального, который опубликовал документы, согласно которым чиновник якобы владеет долями в трех офшорных компаниях — Omniliner Ltd, Safetel Ltd и F.I.S.S. Chess 4x4 Ltd, — расположенных на Кипре. Ранее спикер Совфеда Валентина Матвиенко рассказала, что к ней поступило официальное обращение от Партии прогресса и она поручила проверить достоверность сведений о доходах.
В подробности разбирательства Юрий Воробьев вдаваться не стал: по его словам, в соответствии с этическими традициями, сложившимися в Совете Федерации, до окончания проверки никаких комментариев в «деле Фетисова» сделано не будет.
Сам Фетисов в интервью «Комсомольской правде» заявил, что в 2011 году передал все компании своему партнеру, а тот не зарегистрировал факт передачи.
«Это компании, которые не ведут хозяйственной деятельности, у них даже не открыты счета в банках. Они всего лишь являются держателями патентов российских изобретений, и названия у них аналогичны названиям изобретений. Я уже 15 лет дружу с нашими изобретателями, поддерживаю их. Я вкладывался в эти компании, но еще в декабре 2011 года передал их одному из партнеров-изобретателей, — сказал Фетисов «КП», пообещав представить соответствующие документы спецкомиссии Совета Федерации. — Я переуступил права, подписал соответствующие бумаги, а партнер их не зарегистрировал. Поэтому в реестре осталось мое имя. Я тогда все это не перепроверял».
В ответ на это Навальный опубликовал документ, из которого следует, что свою долю в компании Safetel Ltd сенатор якобы отдал своему отцу Александру Фетисову. Изменение, согласно опубликованному документу, зарегистрировано 27 марта 2015 года, а передача акций произошла 28 апреля 2014 года.
Сенатор Вячеслав Фетисов, отвлекшись от игры в хоккей, поговорил с «Газетой.Ru» и заявил, что не может передавать того, чего у него нет: «Может, ошибка какая-то, разбираются люди, разберутся. Что я еще могу сказать?» Также политик попросил «передать привет» Алексею Навальному.
Владеть иностранными активами чиновникам и госслужащим в России запретили еще в 2013 году. Более того, за принятие соответствующих поправок голосовал и Фетисов — избавиться от акций зарубежных активов было необходимо до 7 августа 2013 года. Нарушение грозит досрочным прекращением полномочий.
Хотя, судя по риторике спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, Фетисову оно вряд ли грозит. Матвиенко пообещала, что в верхней палате будут «выяснять и детально разбираться» в ситуации, но подчеркнула, что сам Фетисов «моральной вины за собой не чувствует», поскольку «исполнил закон». По словам спикера, комиссия по проверке достоверности сведений о доходах даст «абсолютно юридическую оценку», однако делать поспешные выводы не надо.
«Сразу огульно кого-то обвинять, не разобравшись, — это некорректно. Надо разобраться, всегда масса нюансов, которые иногда меняют ход истории», — сказала Матвиенко.
А ранее, 1 апреля, она объяснила, что Фетисов в 2011 году передал все права на владение зарубежными активами своему компаньону: «Но, к сожалению, так бывает, не проконтролировал исполнение до конца всех необходимых юридических действий» (цитата по ТАСС).
Навальный не первый раз критикует Фетисова — в 2014 году хоккеист внес в декларацию сведения о роскошной квартире общей площадью 1051 кв. м в элитном доме в центре Москвы. Оппозиционер утверждал, что сенатор не вносил указанную недвижимость в свои декларации ни в 2011, ни в 2012 году. Фетисов в ответ заявил, что в комиссии Совфеда есть вся необходимая информация о записях в его декларациях за все годы. Тогда сенатская комиссия вынесла решение о том, что «никаких претензий к сенатору Фетисову нет».
В свою очередь Навальный пообещал подать новое обращение в Совет Федерации, в котором, по его словам, будет сказано, что Фетисов вводит в заблуждение сенатскую комиссию.
Сенатор является давним оппонентом оппозиционера. В 2012 году в эфире телеканала «Дождь» он назвал Навального «личным врагом, который хочет ввергнуть страну в войну».
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит, что власти пришлось реагировать на обвинения Навального в условиях экономического кризиса:
«Надо разбираться, надо показывать, что власти прислушиваются. Вариант сказать про клевету врагов уже не проходит. Были уже забавные попытки свалить все разговоры про коррупцию на Америку, но это не срабатывает. Власть может пойти и на кадровые решения, во многом это будет зависеть от убедительности объяснений».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев говорит, что кому-то подобный скандал мог бы стоить мандата: «Но он ведь звезда и с Путиным в хоккей играл. Спикер СФ Валентина Матвиенко заявила, что господин Фетисов избавился от офшоров, но его «подвел компаньон», — вот уже и версия готова. Заслуженный человек. Умеет дружить с нужными людьми. Мой прогноз: тучи обойдут его стороной».
Замглавы околокремлевского Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов согласен с Калачевым: «Матвиенко же уже комментировала, что нет. Она сказала, что это ошибка его партнеров или клерков. Проверка, конечно, будет, но мне кажется, результат ее уже оглашен». На вопрос, можно ли провести аналогию с серией лишения мандатов депутатов и сенаторов из-за зарубежных счетов и бизнеса в 2012–2013 годах, Игнатов отвечает отрицательно: «Я думаю, что та кампания закончилась и власть не пойдет на поводу у Навального».