Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньинь заявила, что КНР выражает протест по поводу приземления американских самолетов на территории Тайваня. В среду два истребителя-бомбардировщика ВВС США F-18 совершили посадку из-за технических неполадок. Для ремонта самолетов на Тайвань прибыла группа американских механиков.
Эксперты отмечают, что появление на Тайване самолетов может быть связано с недовольством США активным строительством искусственных островов в Южно-Китайском море.
Влиятельный обозреватель издания The Washington Times Билл Герц отмечает, что Вашингтон таким образом «посылает сигнал Китаю». Ранее командующий Тихоокеанским флотом ВМС США адмирал Гарри Гаррис заявил, что действия КНР являются «беспроцентным актом захвата земли». Процесс возведения островов он назвал строительством «великой китайской песочной стены».
Речь идет о группе коралловых рифов, которые расположены недалеко от группы островов Спратли — архипелага в юго-западной части Южно-Китайского моря, под названием Парсельские острова. Это спорная территория, которую оспаривают Китай и Вьетнам. На часть островов выдвигают свои притязания также Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней.
По словам американского адмирала, КНР ведет активное строительство в зоне спорных островов, используя песок для увеличения расположенных там коралловых рифов и укрепляя их с помощью бетона. На снимках из космоса, сделанных американскими спутниками, видно, что КНР в последние месяцы значительно увеличила размер насыпных островов.
Представители КНР ранее заявляли, что они лишь занимаются необходимыми работами по укреплению рифов. Эксперты же считают, что КНР может разместить на них объекты электронной разведки, например системы раннего предупреждения ракетного нападения.
Ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Григорий Локшин считает, что Китай хочет установить на островках систему контроля за морскими коммуникациями в Южно-Китайском море.
Политолог напоминает, что в своих действиях КНР руководствуется принципом «девятипунктирная демаркационная линия», которую Китай провел в Южно-Китайском море. Линия была проведена еще во времена правления Гоминьдана, и Китай считает, что имеет право на все острова, которые находятся в пределах этой линии, однако в ООН этого права не признают.
Усиление своих позиций в то время, когда основные мировые игроки отвлечены другими проблемами, уже стало фирменным знаком Китая.
Как отмечает в четверг Джош Рогин, обозреватель издания Bloomberg, пока США заняты переговорами с Ираном по ядерной проблеме, ростом радикального исламистского движения ИГИЛ (организация запрещена в России), «Китай продолжает милитаризацию Южно-Китайского моря».
Конгресс США уже потребовал от президента Барака Обамы разработать четкую стратегию по противодействию Китаю в Южно-Китайском море.
В середине марта несколько сенаторов написали письмо главе Госдепартамента США Джону Керри и главе минобороны Эштону Картеру, в котором отметили необходимость появления «всеобъемлющей стратегии» по урегулированию ситуации в Южно-Китайском море. Сенаторы отмечают, что действия КНР мешают «долговременным интересам США, а также интересам наших союзников и партнерам, которые подвергаются серьезному риску».
Милитаризация Южно-Китайского моря угрожает и коммерческим интересам американских компаний: через его акваторию ежегодно проходят грузы на сумму $5 млрд.
Одновременно об укреплении военного сотрудничества с Вьетнамом говорят и в России, где не исключают возможности возвращения российских военных на базу в порту Камрань. Стоит отметить, что американские власти в начале марта официально обратились к правительству Вьетнама с просьбой не разрешать российским ВВС использовать базу для дозаправки своих самолетов.
В Госдепартаменте заявили, что действия России «могут усилить напряженность в регионе». По мнению специалиста по Вьетнаму Григория Локшина, возможность конфликта в регионе сильно преувеличена и действия КНР носят характер «контролируемой напряженности»: «Конфликта не хочет ни одна сторона, идет перетягивание каната».