— Как вы увлеклись карикатурами времен «холодной войны»?
— Когда я приехал в Москву, я был полон надежд на прогресс в отношениях России и НАТО, ведь на саммите в Лиссабоне в 2010 году даже говорилось о том, что мы станем стратегическими партнерами. Вот тогда я начал собирать карикатуры. У меня был прежде всего исторический интерес: я хотел показать, как в 1950–1960-е и последующие годы НАТО представляли как некоего зверя. Мне казалось, что я собираю какие-то осколки истории.
Но сегодня этот исторический опыт, кажется, снова пригодился: художники вернулись к этой теме. Впрочем, она и не уходила. Даже когда отношения между Россией и НАТО были достаточно неплохими, нельзя было сказать, что НАТО было популярной организацией в России.
Понятно, что карикатуры на альянс можно увидеть и у меня на родине в Польше, и в других странах НАТО, но за последние два-три года альянс в России снова стали воспринимать в карикатурном виде, поэтому сегодня можно говорить о «ренессансе». Альянс снова становится популярной темой карикатур, и в рисунках и коллажах российских карикатуристов и художников НАТО снова превращается в какого-то неприятного зверя.
— Типичный натовец в советских карикатурах — это такой толстый американский генерал. Почему, как вы думаете, был выбран именно этот образ?
— Таких карикатур много в моей коллекции, там действительно много таких генералов, в основном американских. Я думаю, что в карикатурах НАТО — это прежде всего США, которые все решают, а остальные подчиняются, но это неправда, ведь НАТО — коллективный орган.
Интересно, что, когда мы сами несколько лет тому назад проводили исследование и спрашивали, с каким образом в сознании людей связано НАТО, чаще всего они называли танк. Но НАТО — это не только танк, это дипломатическая и политическая организация, а танк уже стал реликтом прошлого, хотя и не ушел.
— Авторы карикатур времен «холодной войны» независимо от идеологии были довольно талантливыми художниками. Почему, как вы думаете, работ такого уровня нет сейчас?
— В те времена это была огромная индустрия. Одни и те же люди могли славить Ленина и Сталина, а также делать какие-то плакаты для, если можно так выразиться, «позитивной пропаганды», где говорилось о каких-то достижениях. Сейчас такой индустрии нет. Но, с другой стороны, благодаря фотошопу существует новое пропагандистское искусство.
Недавно я добавил в свою коллекцию даже не карикатуру, а коллаж из газеты «Аргументы и факты», на которой медведь рычит из-за Кремлевской стены на солдат с американским флагом, которые готовятся ее штурмовать. И хотя слов «НАТО» там нет, связь очевидна.
На Западе Россию часто изображают в виде медведя. Я не вижу здесь ничего обидного, так как медведь здесь — как лев в Англии, петух во Франции или орел в США. Проблема в другом: вместо обсуждения серьезных тем, связанных с международной безопасностью, мы возвращаемся к риторике карикатур. И потом люди действительно будут думать именно так.
— Вам приходилось работать со многими генсеками НАТО. Каково было их отношение к карикатурам?
— Я работал с четырьмя генсеками, и у всех у них было хорошее чувство юмора, особенно этим отличался лорд Джордж Робинсон. Что касается, например, Андерса Фог Рассмусена, то он обрадовался, когда я подарил ему коллаж, где он, министры стран – членов НАТО и тогдашний постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин были изображены в виде соревнующейся спортивной команды. Рассмусен даже повесил его у себя дома.
— А как посетители офиса НАТО реагируют на развешанные рисунки?
— Я не видел, чтобы кто-то был шокирован. Для многих, как и для меня, это часть истории и воспоминаний о том, как здесь смотрели на НАТО.
— Центральное место среди этих рисунков занимает тот, где три меча с изображением флагов СССР, Британии и США разрубают кандалы на руках Европы. Почему вы выделили именно его?
— Этот рисунок показывает, что было время, когда у России и Запада была совместная цель — победить нацизм. Сегодня все зависит от политической обстановки, и этот плакат напоминает нам, что наша судьба — это не тюрьма и мы можем ее менять.
— Есть у вас любимые карикатуры на натовскую тему?
— Есть такая карикатура, она тоже висит у нас в офисе и называется «Фразы и базы». На ней изображен такой типичный натовский военный, который держит в кармане доллары, которыми он собирается подкупать кого-то, а также карманного журналиста, вещающего о мире. Для меня этот рисунок — это карикатура на карикатуру.
Конечно, в годы «холодной войны» существовало такое идеологическое соперничество между странами, но казалось, что сам образ давно в прошлом. Но если посмотреть, сегодня выражение «базы и фразы» снова востребовано: НАТО якобы говорит о мире, а строит базы. Мне бы хотелось взглянуть на это изображение и сказать: как хорошо, что все это кончилось. Но когда я читаю газеты и смотрю телевизор, где говорится все то же самое, мне это напоминает о той карикатуре.