Заместитель директора Спецстроя Александр Мордовец, которого Дмитрий Рогозин наделил полномочиями по решению финансовых и кадровых вопросов строящегося космодрома и назначил главой оперативного штаба по строительству космодрома, рассказал «Газете.Ru», что до конца года предстоит выполнить работы на 22–25% общей стоимости проекта. Однако из-за повышения цен часть подрядчиков уже потратили выделенные ранее деньги, а из-за отсутствия дешевых кредитов строители и поставщики оборудования не могут найти оборотные средства.
Строительство космодрома имеет стратегическое значение, поскольку позволяет избавиться от зависимости расположенного в Казахстане Байконура.
Чтобы избежать срыва строительства космодрома, Спецстрой и Роскосмос в течение недели направят в правительство России запрос о выделении 9 млрд руб. в виде авансов.
«Речь идет не о новых деньгах, а об ускорении перечисления тех средств, которые предусмотрены на строительство космодрома в федеральной целевой программе. Мы хотим получить их не в конце года, а сейчас, поэтому просим увеличить авансирование с 30 до 85%. Это позволит заказать необходимое оборудование и перечислить деньги подрядчикам: им нужно платить зарплату, закупать горюче-смазочные материалы и так далее. В этом случае мы все успеем в срок и общая сумма проекта не изменится. Первоначально для заказа оборудования необходимо 6,5 млрд рубэ, на выплаты подрядчикам — 2,5 млрд. Общая сумма будет понятна после перерасчета, который сейчас производится», — пояснил Мордовец.
Кто виноват
Бывший зампред правительства Амурской области Константин Чмаров, который в июне 2014 года был назначен руководителем координационного центра космодрома Восточный, рассказал «Газете.Ru», что сейчас предоплата, выплаченная различным субподрядным организациям, составляет от 20 до 83%, однако закон о гособоронзаказе позволяет довести этот уровень до 85%.
При этом, по его словам, критическая ситуация на Восточном сложилась из-за того, что генеральный подрядчик — Спецстрой России — не смог организовать работу субподрядных организаций, которых в строительстве и наладке оборудования задействовано более 200.
«Перед многими подрядчиками у Спецстроя образовались задолженности, хотя со стороны заказчика — Роскосмоса — финансирование идет без перебоя. Есть отставание по сдаче помещений под монтаж, по разным объектам — от месяца до двух. Всего с отставанием идут порядка 10 объектов из 70 ключевых. Но проблема в том, что, даже если один объект не готов, это угроза выполнению всей задачи, которую поставил президент, — до конца года построить космодром и запустить с него ракету».
По его словам, одна из причин такого положения вещей — слишком сложная схема финансирования, которая сложилась из-за того, что все платежи от Спецстроя идут из Москвы в Хабаровск — во ФГУП «Дальспецстрой», — а уже оттуда в перечисляются на космодром и субподрядчикам. Как сообщил Чмаров, на наведение порядка дано две недели.
Ранее Счетная палата России выявила завышение стоимости при строительстве наземной инфраструктуры космодрома Восточный на 13 млрд руб. Документы были отправлены в Следственный комитет, который 30 октября 2014 года предъявил экс-главе «Дальспецстроя» Юрию Хризману обвинение по ч. 4 ст. 160 УК РФ (хищение в особо крупном размере, совершенное группой лиц), а 30 ноября по решению Басманного суда был арестован бывший бухгалтер этого предприятия Владимир Ашихмин.
По данным Счетной палаты, размещением части средств на депозитах коммерческих банков участники строительства заработали с сентября 2012 по февраль 2014 года более 707,6 млн руб. Однако в самом Спецстрое газете «Коммерсантъ» объяснили, что деньги держали в банках только из-за отсутствия технической документации на объекты, без которых нельзя было начинать строительство.
Жизнь без отрыва от производства
Александр Мордовец пояснил «Газете.Ru», что сейчас, чтобы уложиться в срок, Спецстрой планирует практически удвоить штат работников, занятых на строительстве космодрома, а руководство компаний-подрядчиков перевезти на постоянное место жительства на космодром, чтобы все решения принимались на месте.
«Сейчас у нас на объектах работают 10,2 тыс. человек, чтобы обеспечить пуск ракеты в декабре, численность нужно довести до 13,5 тыс. А если брать все мероприятия, которые реализуются на космодроме в рамках ФЦП, нужно 17,5 тыс. человек. В первую очередь нужны отделочники и бетонщики. Руководство всех подрядчиков будет размещено непосредственно на космодроме, чтобы они работали прямо здесь и не было излишней бюрократии — переписки, бумажной волокиты. Все решения должны приниматься здесь: проводиться конкурсы, заключаться договоры, проводиться поиск средств — все должно быть на космодроме. Им придется переехать. Я, как пример, уже год нахожусь на космодроме», — отметил Мордовец.
Также замглавы Спецстроя не исключил, что будут кадровые изменения в руководстве объектами:
«Конечно, изменения будут. В ближайшее время новая организационная структура будет проработана и утверждена».
По словам Мордовца, часть людей будет переброшена на строительство Восточного с других объектов Спецстроя только до конца декабря. Но часть может остаться строить вторую пусковую площадку. «Мы надеемся, что программа строительства второй пусковой площадки начнет реализовываться в августе 2015 года и часть ресурсов и средств будет переброшена туда, конечно, если те же самые подрядчики выиграют тендеры на строительство», — пояснил Мордовец.
Курс на импортозамещение
Мордовец отметил, что часть оборудования, которое должно быть смонтировано на космодроме, производится за рубежом и сейчас подорожала. Кроме того, из-за введения санкций ряд западных компаний, в первую очередь из США и Германии, отказались от поставок в Россию. Чтобы избежать перерасхода средств и срыва работ, Спецстрой и Роскосмос пытаются найти отечественные аналоги, а там, где это невозможно, переместить заказы на фирмы тех стран, которые не участвуют в санкциях против России, в частности Италии и Испании.
«Например, вместо немецкой системы кондиционирования и вентиляции мы будем монтировать российскую систему производства компании «Альтаир». Там, конечно, есть импортные компоненты, но они производятся в тех странах, с которыми у нас нет политических проблем. Каждое такое решение утверждает экспертный совет, который должен убедиться, что технические параметры новых устройств соответствуют требованиям проекта», — отметил Мордовец.
Город в чистом поле
По словам замглавы Спецстроя, если правительство не выделит денег, реализаторам проекта придется искать «альтернативные источники финансирования, которые в конечном итоге отразятся на экономической составляющей».
«Это большие кредиты. Раньше мы могли найти кредиты с процентной ставкой до 10%, сейчас это только 18–20%. Это неподъемная для нас ставка. До 10% мы бы выдержали сами, но 20% уже не можем никак. Поэтому мы просим поддержки у государства», — отметил руководитель строительства космодрома.
По его словам, основные работы по заливке железобетонных конструкций космодрома практически завершены, остались отделка помещений и монтаж сложного инженерно-технического оборудования, такого как системы вентиляции и кондиционирования, электроснабжения, холодоснабжения и т.д.
«Это оборудование отвечает не за пуск ракет, а за обеспечение жизнедеятельности объектов, которые построены «в чистом поле» и работают полностью в автономном режиме, грубо говоря, чтобы в зданиях был свет, текла вода, работала канализация, тем самым был обеспечен температурно-влажностный режим», — пояснил Мордовец.
Кроме самого космодрома в Амурской области строится город Циолковский на 40 домов, из которых 21 дом должен быть сдан до конца 2015 года.
«Город рассчитан на 12 тыс. человек, причем до конца года будет построено жилье для 7 тыс. Там будут школа, два детских сада, административный центр, в дальнейшем появятся кинотеатр и аквапарк. Мобильная связь уже работает, в квартирах, разумеется, будет интернет. Мы хотим создать все условия, чтобы сюда приезжали молодые люди, работали здесь, развивались», — пояснил замглавы Спецстроя.
По его словам, первые квартиры в новых домах получит боевой расчет Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры.
Эксперты ждут наказаний
Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН Алексей Арбатов назвал Восточный одним из приоритетных проектов российской космической отрасли.
«Он освободит нас от зависимости от Байконура с точки зрения запуска тяжелых космических носителей, вывода на высокие орбиты, в том числе на геостационарную, поэтому нужно отнестись к нему по-государственному. Я считаю, что для решения вопроса выделения средств должна быть создана независимая комиссия, в которую вошли бы представители Счетной палаты, Академии наук, независимые эксперты, и эта комиссия бы разобралась, как использовались средства, почему были допущены нарушения на миллиарды рублей. И только по итогам этого разбирательства можно выделять деньги на те расходы, которые действительно необходимы», — подчеркнул Арбатов.
По его словам, нецелевое расходование средств нельзя допустить в условиях скачка цен и нехватки денег. Поэтому, прежде чем выделять средства на этот объект, «нужно узнать, кто ответственен за нецелевое расходование». «Люди должны быть наказаны за это как минимум отстранением от должности», — пояснил академик.
Первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев считает, что ситуацию может исправить новый руководитель Роскосмоса Игорь Комаров.
«Я думаю, что в отличие от других руководителей, которые очень часто путали карт-бланш и индульгенцию, Игорь Анатольевич — очень грамотный и современный управленец и вот он сможет пройти в этой сложной ситуации между Сциллой и Харибдой. Ему нужно дать карт-бланш на решение всех этих вопросов. Полагаться, что Спецстрой и представители правительства, которые курируют это направление, смогут выправить ситуацию, не приходится», — отметил Гутенев.
При этом он подчеркнул, что при строительстве космодрома нельзя спешить и жертвовать качеством.
«Ни в коем случае не нужно заниматься сдачей рапортов точно в срок. Мы строим космодром не на год и не на десять лет, и излишняя торопливость и желание отрапортовать, что мы все сделали в срок, могут сослужить очень плохую службу. Если есть какие-то подозрения в недостоверности актов скрытых работ, в фальсификации актов по геоподосновам, в увязке технологических решений, а также, самое главное, в том, что на объекте критической инфраструктуры, которым является космодром, нет скрытых возможностей зарубежной аппаратуры, нужно провести скрупулезный анализ и устранить все выявленные недостатки.
Для этого нужно не жалеть денег, но подход должен быть хозяйский, рачительный, эффективный.И обязательно должны последовать очень жесткие персональные выводы. И те люди, которые несли персональную ответственность и обещали президенту, что контролируют ситуацию и ее исправляют, вне зависимости от должности и ранга должны понести соответствующее наказание. Если президент и председатель правительства не продемонстрируют жесткую позицию на таком важном объекте, вседозволенность и расхлябанность будут нас сопровождать долгие годы», — считает Гутенев.