Законопроект, вводящий в российское законодательство понятие «нежелательной организации», был принят в первом чтении 20 января. В нынешнем виде под действие этого закона могут попасть любые иностранные или международные организации, деятельность которых будет признана представляющей угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. Решение о включении организации в перечень «нежелательных» должно приниматься Генпрокуратурой по согласованию с МИДом.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Административный и Уголовный кодексы. За незаконную деятельность иностранной организации предполагается штраф в размере 20 тыс. руб. За участие в деятельности – в размере 10 тыс. руб. Также инициатива предусматривает санкции за получение денежных средств или иного имущества от организации, вошедшей в перечень. Гражданским лицам — штраф 10 тыс. руб., должностным — 50 тыс. руб., юридическим — 100 тыс.
В случае неоднократного нарушения законопроект предлагает и уголовную ответственность: штраф до 500 тыс. руб., принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 8 лет.
«Газета.Ru» уже писала о поспешности принятия законопроекта. Согласно пояснительной записке, необходимость ее принятия обусловлена международной ситуацией и возможными намерениями «деструктивных» организаций спровоцировать очаги «политической, межнациональной и межрелигиозной напряженности».
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков отмечал, что закон может серьезно сказаться на инвестиционном климате государства, так как в перечень мог попасть кто угодно, даже «Макдоналдс»:
«Любая коммерческая организация, которая не понравится прокуратуре, попадает в список и может фактически быть уничтожена».
Парламентский источник «Газеты.Ru» сообщил, что
законопроект был якобы спущен инициаторам через Совбез и был нужен для оперативного ответа на санкции.
«В частности, говорили о компания Apple. Ее полностью, конечно, не уничтожить, но ограничить можно». Ее соавтором выступал представитель ЛДПР Антон Ищенко.
Один из авторов законопроекта Владимир Тарнавский не стал подтверждать эту информацию: «Такого формата просто нет. Мы, конечно, с Ищенко не Санчо Панса, который что-то пишет. Мы со всеми общаемся, слышим, кто что говорит. Читаем газеты, все понимаем».
20 января за законопроект в первом чтении проголосовало 384 депутата. 21 февраля должен был закончиться срок предоставления поправок к законопроекту в профильный комитет по конституционному законодательству ко второму чтению. Однако в конце у Минюста появились вопросы к инициативе, и ведомство попросило продлить этот срок.
Владимир Плигин подтвердил «Газете.Ru» наличие обращения и заявил, что комитет одобрил его – срок внесения поправок продлен до 6 марта.
Владимир Тарнавский заявил «Газете.Ru», что в письме Минюста не было какого-либо объяснения того, какие именно аспекты инициативы требуют более внимательного изучения со стороны ведомства. Он предположил, что, возможно, по аналогии с недавней инициативой президента о возможности выхода НКО из реестра «иностранных агентов», в законопроекте нужно прописать процедуру исключения из перечня «нежелательных».
Кроме того, по словам Плигина, для всестороннего изучения инициативы будут проведены дополнительные экспертные совещания. «Мы подождем тех позиций, которые будут дополнительно высказываться по данному законопроекту. Проведем рабочие консультации, по результатам которых также можно будет вносить поправки. Если они появятся, то они также будут внесены в соответствии с регламентом Госдумы», — пояснил законодатель.
Сейчас в комитет предложена всего одна поправка, предполагающая снятие административной ответственности с лиц, получающих деньги или имущество от «нежелательных» организаций. В примечании к поправке написано: «В целях защиты невиновных от незаслуженного наказания».
Автором предложения официально является справедливоросс Виктор Шудегов, который заявил «Газете.Ru» следующее: «Здесь надо обратиться к инициаторам, я просто ее поддержал».
Тарнавский объясняет, что он обсуждал поправку с Шудеговым и ее смысл в том, чтобы защитить тех российских граждан, кто работает за рубежом и получает зарплату от потенциально нежелательных организаций: «Раз дело расплывчато, то лучше убрать этот пункт вовсе. Формально она распространяется на любого гражданина».
При этом сам законодатель заявляет, что необходимость в принятии законопроекта, возможно, в целом отпала: «Актуальность его падает в зависимости от того, как успокаивается международная ситуация», — размышляет депутат.
Потенциальную возможность забвения законопроекта подтверждает и Соловьев: «Вопрос очень деликатный, здесь нельзя рубить с плеча. Я за его дальнейшее обсуждение, только если общественность страны будет видеть необходимость принятия закона».
По мнению Плигина, «значимость принятого документа ни у кого не вызывает сомнений».
По данным источников «Газеты.Ru», в верхах сейчас нет понимания, как он должен выглядеть в окончательном виде.
Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов политолог Николай Миронов считает, что власти смогут закрыть все нежелательные финансовые потоки и без предлагаемого закона: «Большой надобности вообще-то в нем и не было. Кроме того, он может затрагивать дружеские экономические связи. В целом тренды на ужесточение законодательства закончились».