Во вторник вечером президент России Владимир Путин на совместной пресс-конференции с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном прокомментировал обострение в Дебальцево. «То, что там происходит, — это объяснимо и прогнозируемо, поскольку, по нашим данным, еще до встречи в Минске, за неделю примерно, группировка украинских войск оказалась там в окружении. Я именно так и говорил об этом: те, кто находится в кольце, будут пытаться вырваться, с внешней стороны будут предприниматься попытки их деблокировать, а ополчение, которое удерживает украинские воинские части в этом кольце, будет этому сопротивляться, противиться и удерживать дальше. И это неизбежно приведет к тому, что, так или иначе, какое-то время будут происходить стычки», — заявил российский президент.
Путин призвал Киев не мешать украинским военнослужащим сложить оружие, если они захотят, и обратился к ополченцам с просьбой дать силовикам выйти из «котла».
Судя по состоянию на вечер вторника, группировка вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически обречена: ополченцы рапортуют о взятии большей части города под контроль.
«Подразделения вооруженных сил ДНР и народной милиции ЛНР заняли следующие населенные пункты: Данилово, Юнокоммунарск, Славное, Новоорловка, Кумшацкое, Каменка, Редкодуб, Миус, курган Могила Острая, шахта «Енакиевская», Малоорловка, шахта восточнее 2 км Юнокоммунарска, Никишино», — сообщили в штабе ДНР.
Сообщения с украинской стороны их подтверждают. «Держимся, но сложно. Если не примут какое-то решение немедленно, в течение суток бригады может не существовать. Бригада может исчезнуть», — сообщил по телефону украинскому изданию «Зеркало недели» офицер 128-й бригады с позывным Гусар. По его словам, Дебальцево находится в окружении уже пять дней. На текущий момент силы самопровозглашенных республик контролируют почти все ключевые точки Дебальцево: захвачены железнодорожный вокзал, городское отделение милиции, горадминистрация.
«Очень критическая, очень плохая ситуация. Дебальцево на 90% захвачено, идут уличные бои», — сказал в комментарии «Новому времени» один из заместителей комбата украинского 25-го батальона «Киевская Русь».
Тем не менее Киев по-прежнему не готов идти на уступки и не соглашается на условия ДНР — сдать части ВСУ и выйти из «котла» без оружия.
Есть риск, что может повториться сценарий «котла» под Иловайском в августе-сентябре 2014 года. Тогда в ходе широкомасштабного наступления силы АТО почти отбили город, но впоследствии их окружили ополченцы. При ликвидации «котла» потери ВСУ исчислялись сотнями, а командир батальона нацгвадии «Азов» Андрей Билецкий заявил о «моральном сломе» армии. Как и в случае Дебальцево, киевские власти до последнего не признавали существование «котла».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин так описывает позиции сторон: «Инсургенты (повстанцы) готовы выпустить украинцев без оружия. Украинцы говорят, что они там остаются, но, как я понимаю, рассматривают вариант выхода с оружием в каком-то формате. Видимо, хотят, чтобы Россия надавила на инсургентов».
По словам Макаркина,
ополченцам нужна эта территория по целому ряду причин: «Начиная c того, что это важный транспортный узел, и кончая тем, что их руководителям нужно как-то реабилитироваться за автографы под новыми минскими соглашениями, которые там непопулярны. Им нужна победа, нужно как-то унизить украинцев».
Дебальцево считается стратегически важным пунктом из-за трассы М04, связывающей Донецк с Луганском.
Показательна активность главы ДНР Александра Захарченко, который все чаще делает заявления перед телекамерами, находясь на линии фронта. Во вторник вечером в ходе боев в Дебальцево он получил осколочное ранение в ногу.
Позиция Украины — ровно обратная. «Хотя вряд ли в нынешней ситуации они смогут сохранить Дебальцево за собой, им нужен вариант, похожий на то, как они отошли от аэропорта — не очень далеко и с высоко поднятой головой», — говорит Макаркин. Но ополченцы это допустить не хотят.
Сейчас главная интрига — позиция России, которая, по мнению эксперта, хотела бы, чтобы ситуация стабилизировалась и украинцы ушли из Дебальцево.
Украинский политолог Владимир Фесенко заявил порталу «Главное»: «Без решения проблемы Дебальцево минские соглашения могут быть сорваны. Если закрывать глаза на Дебальцево, мы получим тяжелые внутриполитические последствия и продемонстрируем свою слабость России».
В эфире телеканала «Интер» замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый пообещал, что Киев подготовит ответ на ситуацию в Дебальцово: «Меры вы увидите завтра, они будут абсолютно четкими». Он заявил, что власти страны координируют свои действия с международными партнерами.
Вечером во вторник президент Украины Петр Порошенко поговорил по телефону с канцлером Германии Ангелой Меркель. Украинский лидер назвал нарушение огня в Дебальцево «циничной атакой на минские договоренности» и призвал Европейский союз и все международное сообщество к жесткой реакции на «вероломные действия боевиков и России»: «Сегодня мир должен остановить агрессора. Обращаюсь к постоянным членам Совета Безопасности ООН — не допустить дальнейшего нарушения основных принципов и норм ООН и развертывания полномасштабных военных действий в самом центре Европы».
Со стороны Запада пока звучат максимально осторожные заявления. «Я считаю, что есть соглашение, которое все подписали. Все стороны по-прежнему признают, что его следует имплементировать. И я бы не сказала, что можно говорить о провале (переговоров)», — заявила глава дипломатии Европейского союза Федерика Могерини.
С точки зрения рационального подхода разгром дебальцевской группировки должен вынудить Киев идти на переговоры, говорит близкий к помощнику президента Владиславу Суркову политолог Алексей Чеснаков:
«Если произойдет катастрофа в дебальцевском «котле», представителям Украины нужно будет договариваться с представителями республик, представителями зарубежных государств, для того чтобы они обеспечивали гарантии мира, для того чтобы такого не повторилось. В любом случае для республик важно оказаться победителем в этом противостоянии».
По словам Макаркина, даже если сейчас ситуация с Дебальцево как-то разрешится, дальнейшие переговоры, в частности о конституционных изменениях, будет вести сложнее: «Правда, ненамного сложнее, чем сейчас, потому что и так не совсем понятно, как и о чем стороны будут говорить». Ополченцы всячески дают понять, что не готовы отказываться от своих первоначальных целей — всей территории Донецкой и Луганской областей, что противоречит минским договоренностям.
«Я в Минске говорил и сейчас говорю, что территория ДНР — это территория Донецкой области. Если не будут выполнены наши требования о фактической независимости, мы заявим, что вся территория Донецкой области наша. Каким путем ее забирать, все равно. Если не получится политическим, мы показали, что можно и по-другому», — ранее заявлял Захарченко. Представители ЛНР также ранее заявляли, что «Луганская народная республика должна быть в административных границах бывшей Луганской области».
Действия украинской стороны также не способствуют сближению позиций. Так, министр иностранных дел Украины Павел Климкин объявил, что лидеры ДНР и ЛНР не подлежат амнистии.
«Как можно о чем-то договариваться с людьми, которых ты исключаешь из амнистии?» — задается вопросом Макаркин.
«С другой стороны, это люди, которые не собираются ни о чем реально договариваться, — продолжает политолог. — Потому что если они будут договариваться, возникает вопрос: а будут ли они вообще живы?»
Алексей Чеснаков не исключил сценарий выхода ополчения на административные границы Луганской и Донецкой областей, если Киев не пойдет на переговоры.
«Такой вариант не исключен, тем более об этом говорил глава ДНР Александр Захарченко. Я думаю, что такие возможности у ополченцев есть, поскольку существует серьезное недовольство действиями вооруженных формирований на тех территориях, которые сегодня подчиняются Киеву», — говорит эксперт.
По его словам, сегодня «стороны не доверяют другу другу максимально». Чеснаков прогнозирует, что Украину ждет затяжная война.