Заявление о готовности помочь в разминировании Владимир Пучков сделал в Женеве, куда приехал в понедельник для участия в международной конференции по безопасности. Главным условием такой помощи Пучков назвал официальную просьбу киевских властей.
«Если будет заявка со стороны официальных киевских представителей, мы готовы принять участие в проведении этой важной гуманитарной операции», —
приводит слова министра ТАСС.
При этом Пучков заверил журналистов, что МЧС уже много лет занимается разминированием, в частности обезвреживает боеприпасы времен Великой Отечественной войны. «У нас, конечно, есть специализированные отряды, техника и снаряжение, есть специалисты, которые готовы выполнить задачу по разминированию местности», — сказал глава МЧС.
Между тем в пресс-службе МЧС «Газете.Ru» не смогли пояснить, какими техническими средствами для разминирования располагает ведомство.
«Мы не роботы, чтобы все держать в голове», — заявил замначальника управления организации информирования населения МЧС Алексей Вагутович. При этом он отказался предоставить специалиста, занимающегося разминированием, отметив, что «ответы нужно согласовывать с руководством». Вагутович отметил, что
на следующую неделю по вопросам разминирования Донбасса запланирована пресс-конференция, дата и состав участников которой сейчас уточняются.
Глава международной информслужбы политотдела Минобороны самопровозглашенной ДНР Владислав Бриг сообщил «Газете.Ru», что у ДНР есть собственное подразделение по разминированию, которое приступило к очистке территории еще летом 2014 года: «Работают в Иловайске, Торезе, Снежном — там в прошлом году происходили наиболее ожесточенные бои».
При этом он отметил, что ополченцы готовы сотрудничать с российскими спасателями при расчистке территории от мин и снарядов. По его словам, «в пятницу будет принят законопроект о международном сотрудничестве по чрезвычайным ситуациям».
По его словам, вооруженные силы Украины минируют подъезды к своим позициям, трассы и блокпосты, а после отступления — места расположения воинских частей. «Используются все модификации противопехотных мин направленного действия вплоть до растяжек-гранат на деревьях», — утверждает Бриг.
В свою очередь, официальный спикер АТО Владислав Селезнев сообщил «Газете.Ru», что Украина готова к сотрудничеству для стабилизации ситуации на востоке страны.
«Украинская сторона готова ко всем предложениям, реализация которых будет направлена на стабилизацию ситуации на востоке страны. Любые инициативы, любые конкретные действия, направленные на стабилизацию обстановки, на проведение действий, которые обеспечат в первую очередь мирных жителей Донбасса, украинской стороной будут приветствоваться», — заявил Селезнев.
Он затруднился ответить, сколько всего мин находится в районе антитеррористической операции, и отмечает, что украинские саперы регулярно занимались разминированием.
«Исходя из того опыта, который есть лично у меня, полгода, которые я провел в зоне АТО, практически каждый день наши специалисты выезжали на разминирования местности. Причем парадокс ситуации заключается в том, что в зоне АТО в годы Великой Отечественной войны также шли ожесточенные бои, и нередко наши саперы находили боеприпасы еще тех времен».
Один из полевых командиров ополчения Олег Мельников говорит, что наибольшую опасность таят не мины, а именно растяжки и неразорвавшиеся снаряды.
«Об их местоположении знает весьма ограниченный круг лиц, так как они устанавливались украинскими войсками для разных тактических задач. Уже сейчас на растяжках подрываются дети. Я лично знаю как минимум о десяти случаях. Дети идут смотреть сгоревшую технику и там подрываются», — отметил Мельников.
При этом он выразил сомнение, что у российского МЧС есть хорошие специалисты по нейтрализации растяжек.
По оценкам Мельникова, разминирование территории Донбасса займет несколько лет. При этом, по его словам, в ДНР и ЛНР готовы принять помощь не только российских, но и украинских гражданских специалистов.
«Разминирование не будет простой задачей, существовало несколько разграничительных линий, заминирование шло в довольно хаотичном порядке. К тому же во время обстрелов на Донбасс было сброшено, наверное, половина военных складов Украины. И там есть как разорвавшиеся, так и неразорвавшиеся снаряды», — отметил он.
Член общественного совета военно-промышленной комиссии при правительстве России Виктор Мураховский считает, что разминирование зоны боевых действий существенно отличается от обезвреживания снарядов времен Великой Отечественной войны, поэтому для расчистки Донбасса нужно задействовать не МЧС, а инженерные войска Минобороны.
«МЧС для решения таких задач не подходит: если у них и есть миноискатели, то специальной бронированной техники нету, она есть только у Минобороны», — пояснил Мураховский.
По его словам, для расчистки поля боя нужны специальные бронированные машины разминирования (БМР) и инженерные машины разграждения (ИМР), которые есть только у военных. «Обычным трактором это сделать не получится, потому что, как правило, в разрушенных строениях полно неразорвавшихся снарядов, чтобы людей не поубивало и машину не угробило. А такой техники у МЧС нет», — пояснил эксперт.
Потребуются также импульсные миноискатели и приборы дистанционного поиска взрывчатки «Коршун», которые также есть у саперов Минобороны.
«Самое главное, конечно, это люди, которые обучены и имеют опыт подобной работы. А в инженерных войсках много тех, кто имеет опыт работы по разминированию и в Южной Осетии, и в Чеченской Республике», — отметил Мураховский.
В пресс-службе Минобороны получить оперативный комментарий не удалось. В неофициальной беседе представитель инженерных войск пояснил «Газете.Ru», что саперные подразделения готовы разминировать Донбасс, если будет соответствующий приказ, однако пояснил, что этот вопрос пока не обсуждался.