Госдума включается в антикоррупционную кампанию. Как рассказал «Газете.Ru» заместитель председателя комитета Госдумы по противодействию коррупции Александр Хинштейн, далеко не всех бюджетополучателей сегодня можно привлечь к уголовной ответственности за нецелевое использование средств. По словам депутата, речь прежде всего идет о государственных унитарных предприятиях (ГУП) и федеральных государственных унитарных предприятиях (ФГУП).
«Бюджетные средства направляются напрямую во ФГУП, после чего расходуются нецелевым образом. Например, вместо перископа закупаются скрепки», — поясняет Хинштейн. По его словам, значительная часть оборонных и промышленных предприятий сейчас имеет форму ФГУПов.
Проблема в том, что по статье 285.1 УК «Нецелевое расходование бюджетных средств» можно привлечь только должностное лицо, а руководители подобных структур под эту категорию не подходят, так как они не являются государственными служащими. «Директора ФГУПа привлечь нельзя, даже если 15 тысяч человек под ним работает», — говорит Хинштейн. Чтобы такая возможность появилась, необходимо расширить субъектный перечень тех, кто является субъектами преступления. Соответствующие поправки депутаты намерены внести в весеннюю сессию.
«Унитарные предприятия — это всегда черная дыра», — соглашается заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл — Р» Андрей Жвирблис.
Он подчеркивает, что именно через такие организационно-правовые формы осуществляется управление, в частности, общественным транспортом (например, ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс»), обеспечиваются услуги ЖКХ. ФГУПом является и «Почта России».
По словам Жвирблиса, унитарные предприятия могут получать средства и собственность напрямую от государства: «Например, они получают помещение, а кто там сидит и что делает, уже непонятно». Эксперт считает необходимым повысить прозрачность и отчетность органов управления подобных структур. Кроме того, по его мнению, контроль за деятельностью ГУПов должен осуществляться не только в отношении руководителей, но и среднего управляющего звена.
Юрист Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) Любовь Соболь считает, что сама система ГУПов и МУПов является устаревшей: «Это искусственное образование, оставшееся еще с советских времен». Унитарные предприятия являются некоторой серединной формой между частной и государственной собственностью.
С одной стороны, они могут получать бюджетные средства, но при этом имеют права, аналогичные обычным юридическим лицам, что открывает широкие возможности для хищения. В частности, эти структуры даже не обязаны отвечать на запросы граждан.
Соболь уверена, что, хотя в каких-то сферах ГУПы и необходимы, в большинстве случаев их надо хотя бы приватизировать: «Как человек, работающий в антимонопольной сфере, я, конечно, считаю, что необходимо понижать государственный сектор в экономике».
Однако с мнением экспертов о коррупциогенности ГУПов и ФГУПов не согласен депутат КПРФ Валерий Рашкин. Он подчеркивает, что
при финансировании из бюджета унитарные предприятия оказываются подотчетны Счетной палате. «А если идет какое-то нецелевое использование, то под это можно подвести любую статью. Я сталкивался со случаями, когда летели головы и недобросовестных руководителей ГУПов, и бухгалтеров», — объясняет Рашкин.
По словам Хинштейна, также к весенней сессии будут готовиться инициативы, связанные с госзакупками. В частности, депутат отметил, что необходимо ввести ответственность для подрядчиков за действия субподрядчиков и за манипулирование ценой контракта аффилированными поставщиками.
Политолог Игорь Бунин считает, что тема справедливости и борьбы с коррупцией сейчас активно используется для пиара, однако возможный успех этой борьбы вызывает сомнение: «Наша система построена на соединении собственности и власти, на том, что последняя дает свой дивиденд».