— То, что в Латвии появится командный центр Североатлантического блока, вас обнадеживает с точки зрения укрепления обороноспособности страны?
— У нас в Латвии на принципах ротации уже находятся силы НАТО, сейчас это представители США, что уже дает определенный психологический эффект. Если будет принято решение об образовании этих штабных центров на территории шести государств, включая Латвию, и у нас будет постоянная структура с натовским флагом, — это очень важно. У этого штаба будут определенные функции, в том числе планирование операций на случай кризиса.
— Есть ли у вас опасения в связи с наращиванием российской группировки вблизи латвийских границ?
— Конечно, опасения есть. В прошлом году одновременно с началом кризиса в Крыму, а затем его распространением на восток Украины мы увидели повышенную активность Вооруженных сил РФ возле наших границ. Возросло количество учений на суше, таких как «Запад», в которые были вовлечены от 50 тыс. до 100 тыс. военнослужащих. Мы — маленькая страна, и, конечно, такое количество войск, проводящих учения возле наших границ, не может нас не тревожить.
Возросла и активность в воздушном пространстве возле границ Латвии, и нас беспокоит, что число случаев, когда российские военные самолеты летят с выключенными транспондерами, заметно увеличилось.
Если раньше в среднем ежегодно мы совершали около пятидесяти вылетов для перехвата таких самолетов, то в прошлом году таких случаев было уже более 200. Да, эти полеты совершаются в нейтральных водах, но там же совершают рейсы и гражданские самолеты. С лета прошлого года возросла активность ВМФ России в Балтийском море — речь не только о надводных кораблях, но и о субмаринах, и это заставило нас увеличить число патрульных кораблей для проведения постоянного мониторинга ситуации.
— Какие сигналы вы получаете от российских официальных лиц в связи с этим?
— У меня была встреча с послом РФ в Риге Александром Вешняковым, и я хочу особенно подчеркнуть, что, конечно, мы заинтересованы в нормальном диалоге с Россией, несмотря на то, что происходит на востоке Украины. Но пока мы так и не можем получить ответы на наши вопросы, почему возросла активность в нашем регионе, а самолеты летают с выключенными транспондерами.
— Вы действительно опасаетесь «гибридных войн», о которых так много пишут последние месяцы?
— Об этом трудно говорить, но балтийские страны готовы и к таким чрезвычайным случаям. И все-таки я хотел бы верить, что до этого не дойдет.
— Есть ли у вас какой-то прогноз по решению украинского кризиса в связи с тем, что в Москву направляются президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель?
— Я уверен, что проблема Украины должна решиться дипломатическим путем, и думаю, что первым шагом должно стать выполнение положений минского соглашения об отводе войск от линии соприкосновения и восстановление контроля Украины над ее государственной границей. Это поможет стабилизировать обстановку в зоне конфликта.
Будет ли результат, трудно предсказать. Сейчас есть серьезные опасения, что ситуация не сдвинется с мертвой точки. Расширение боевых действий на Украине в последние недели не внушает оптимизма.