О ведущихся российскими дипломатами консультациях в европейских столицах в пятницу сообщило издание Euobserver со ссылкой на собственные источники.
Решение о продлении санкций принимается государствами-членами на основе консенсуса. И если одна или несколько стран будут против, должен быть поднят вопрос об их отмене.
«Россияне активно работают в разных столицах», — сказал источник Euobserver, назвав Венгрию, Италию и Кипр «основными мишенями России». «Некоторые страны настаивают на более широкой дискуссии об антироссийских санкциях в марте», — добавил он.
«Я был бы очень удивлен, если бы Россия не лоббировала вопрос о санкциях в Будапеште, Никосии или Риме, а также в Берлине», — отметил другой собеседник издания.
Правда, Москва отрицает какие-либо закулисные переговоры.
«Мы публично и в ходе переговоров разъясняем свою позицию, но ни на кого «давления не оказываем» — это очередной миф», — сказал «Газете.Ru» источник в МИД РФ.
Между тем в Берлине всего три дня назад сообщили, что в отношении России могут быть введены новые санкции. «Мы их введем в том случае, если это будет необходимо», — заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая на съезде Христианско-демократического союза.
В свою очередь, немецкий бизнес неоднократно называл подобные высказывания «политически мотивированными». «В Берлине нет людей, которые хотят санкций, — отмечал в конце ноября глава Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. — Мы ведем интенсивный диалог с представителями федерального правительства, посольством ФРГ в Москве. В последнее время правительство работает очень активно в этом вопросе».
Однако руководитель центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов уверен, что канцлер Германии будет отстаивать свою позицию «до последнего».
«Крым остается у нас, маловероятно, что ситуация на юго-востоке Украины в ближайшее время кардинально изменится, а значит, ФРГ будет продолжать настаивать на ответственности России, — уверен эксперт. — И в отличие от своего министра иностранных дел Франка Вальтера Штайнмайера она не будет делать никаких более мягких заявлений».
А накануне сенат конгресса США принял «Акт о поддержке свободы Украины-2014» — законопроект о санкциях в отношении России и военной поддержке Киева. Он наделяет американского президента правом введения новых ограничительных мер против «представителей Российской Федерации, а также компаний, контролируемых российским правительством», в частности «Газпрома» и «Рособоронэкспорта».
«Если президент решит, что «Газпром» забирает значительные объемы газа у стран, входящих в НАТО, а также у таких стран, как Украина, Молдавия, Грузия, то должен будет ввести (против компании) санкции не позднее чем через 45 дней», — говорится в документе.
Кроме этого, законопроект, который для вступления в силу должен быть одобрен и палатой представителей конгресса, предполагает передачу Киеву оружия, в первую очередь противотанкового и бронебойного. На осуществление такой деятельности в 2015 финансовому году администрации США разрешается израсходовать $350 млн.
С одной стороны, это часть внутриполитической борьбы между Бараком Обамой и республиканцами, требующими от президента более решительных действий, но с другой — вполне ясный сигнал остальным представителям западного мира о готовности Вашингтона продолжать санкционную политику.
В самой Европе довольно много лидеров государств выступают против антироссийских санкций, но они не образуют единого блока, и к тому же по отдельности экономически и политически каждая из этих стран завязана на ЕС больше, чем на России.
Будапешт открыто забунтовал еще в августе. «Западная политика санкций, которые являются следствием действий России, навредила нам больше, чем России… В политике это называется срубить сук, на котором сидишь», — заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, призвав Брюссель компенсировать ущерб производителям, пострадавшим от введенного Москвой запрета на ввоз продуктов из ЕС. Тогда же венгерский премьер потребовал пересмотреть политику в отношении РФ.
Интерес Венгрии прагматичен. В свое время она перестроила свою экономику в точном соответствии с инструкциями Евросоюза. Кстати говоря, процессом перестройки руководил как раз Орбан — в те времена убежденный западник. Индустрия и банковский сектор перешли во владение иностранного бизнеса, который с ними особо не церемонился и закрыл. Предприниматели и рядовые граждане стали активно набирать кредиты, в результате чего быстро увеличился размер долга. Страна начала производить дешевые детали для немецкой промышленности, всего на Германию приходится почти треть венгерского экспорта. Формально производство растет, но реально подавляющее большинство произведенного из страны вывозится.
Все это делает Венгрию чрезвычайно зависимой от происходящего в «большой Европе» и особенно от тамошних потрясений. К примеру, в 2008 году страна пережила падение ВВП в 8%, официальная безработица выросла в 2010–2012 годах до 12%. Вернувшись во власть, Орбан стремится переориентироваться на другие центры силы, и в частности на Москву.
Италия в отличие от Венгрии входит в число ведущих внешнеторговых партнеров РФ. И хотя Рим за проведение единого курса ЕС в вопросе санкций, глава МИД страны Паоло Джентилони на прошлой неделе заявил, что «Италия настаивает на сохранении каналов для диалога с Россией на всех уровнях».
«Было бы иллюзией думать, что ситуацию на Украине можно разрешить только при помощи санкций», — подчеркнул министр.
Западные СМИ не раз обвиняли итальянские власти в блокировании принятия решений о введении более жестких санкций в отношении России. Рим с этими упреками не согласен, но вполне очевидно, что Италия действительно не хотела бы ужесточать санкции, так как имеет с РФ прочные экономические связи. Торговый обмен между двумя странами стремительно рос с кризисного 2009 года и в 2013 году достиг €31 млрд. Причем, по данным Торговой палаты Милана, экспорт из России в Италию вырос на 9,5%, а российский импорт с Апеннин — на 8,2%. Италия является вторым после ФРГ крупнейшим торговым партнером РФ в Европе.
Тесно сотрудничают банки двух стран. В России функционируют два дочерних итальянских банка и шесть крупных представительств итальянских кредитных организаций. К приоритетным сферам взаимодействия двух стран относится энергетический сектор: в свое время «Газпром» создавался по модели итальянского концерна Eni.
Директор Итало-Российской торговой палаты Мариза Флорио от лица деловой элиты своей страны неоднократно обращались к Риму с петициями о недопустимости ужесточения санкций. Услышана, правда, не была, но обещала продолжить сотрудничество, только в другом формате — не продавать России товары, а создавать продукцию совместно.
Кипр больше других стран — членов ЕС заинтересован в сохранении дружественных отношений с Россией. Остров Афродиты — это «тихая гавань», иными словами, офшор, из которого удобно инвестировать в РФ как иностранным, так и российским компаниям — участницам внешнеэкономической деятельности. На Кипре зарегистрировано 170 тыс. российских юридических лиц, включая такие гиганты, как «РусГидро» и «Русал». По объему накопленных иностранных инвестиций в экономике России островное государство занимает второе место после Нидерландов. При этом Кипр был официально исключен российским Минфином из черного списка стран-офшоров.
Торговые компании, зарегистрированные на Кипре, облагаются налогом по ставке 12,5%. Она выросла на 2,5%, но все равно остается одной из самых низких в Европе. Посол Республики Кипр Георгиос Касулидис ранее говорил «Газете.Ru», что вокруг его страны ходит много домыслов, не имеющих отношения к реальности. «Кипр — не офшор, это не тот случай. Кипр является надежной юрисдикцией ЕС, еврозоны и оказывает профессиональные услуги в сфере инвестиционной деятельности», — подчеркивал посол.
Республика в настоящее реализует масштабную программу приватизации, включающую объекты энергетического сектора, уточняет Евгениос Евгениу, гендиректор кипрского офиса PwC. Кроме того, Кипр предлагает российскому бизнесу инвестировать в турсектор и участвовать в тендерах по разработке запасов нефти и газа в исключительной экономической зоне вблизи острова. Так что Кипру нужны российские деньги, а российскому бизнесу нужен Кипр.
Не исключено, что какие-то решения относительно санкций могут быть приняты уже в эти дни. 15 декабря в Брюсселе будет проведено первое заседание Совета по ассоциации ЕС-Украина с участием верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, премьер-министра Украины Арсения Яценюка и еврокомиссара по европейской политике соседства и расширению Йоханнеса Хана.