Эпидемия Эболы 2014 года признана самой масштабной по количеству погибших с момента обнаружения вируса. По данным ВОЗ на начало декабря, число жертв болезни, вызванной вирусом, достигло 6202 человек, инфицированных — 17 551 человек.
Собирательные персонажи уже не раз становились лауреатами этой номинации. В 1950 году в разгар войны в Корее «Человеком года» стал образ «американского солдата». В 2003 году, во время войны в Ираке, он был удостоен звания «Человек года» еще раз.
До этого список победителей успели пополнить «венгерское восстание», «ученые США», «беби-бумеры», «средний класс США», «американские женщины» и «планета Земля». А в 2006 году победителем голосования стал некий «Ты» — звание «Человека года» тогда присудили анонимному пользователю интернета.
«В принципе лихорадка Эбола – одна из главных «медиапаник» уходящего года, - говорит декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова. - При этом событие, которое вызывает эту «медиапанику» может и не иметь исторического значения. Речь скорее о эффектах, которые происходят в СМИ по отношению к событию. В данном случае мы смотрим на журнал Time как на то издание, которое оценивает не событие, не вклад человека в развитие человечества, а медийные эффекты».
За два дня до объявления итогов голосования в эфире телеканала NBC редактор журнала Нэнси Гиббс назвала шорт-лист возможных претендентов на звание «Человека года».
В число номинантов входил президент России Владимир Путин, но в итоге он занял третье место, уступив протестующим в Фергюсоне. В 2007 году Путин был удостоен звания «Человека года» за «укрепление стабильности и повышение роли России в мире». «Во внутренней политике он обеспечил свое политическое будущее, а во внешней политике — расширил влияние России на положение дел на международной арене, пусть и не всегда благотворное», — отметил тогда журнал.
В этом году наряду с российским лидером в список финалистов вошли лидер Иракского Курдистана Масуд Барзани, основатель компании Alibaba Group Джек Ма, глава компании Apple Тим Кук, комиссар Национальной футбольной лиги США Роджер Гудилл и американская актриса и певица Тейлор Свифт.
Критерий отбора сформулировал еще в 1927 году первый издатель Time Генри Люс: выбор «человека или людей, которые больше других воздействовали на новости и на наши жизни — в хорошем смысле или плохом».
Традиционно «Человека года» выбирает главный редактор журнала Time, однако в последние годы параллельно проходит опрос читателей издания.
По традиции журнал Time на своем сайте выносит на голосование 40 номинантов на звание «Человека года». Год назад в шорт-листе оказались президент Сирии Башар Асад, бывший технический сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден, борец за права ЛГБТ 84-летняя Эдит Виндзор и сенатор от штата Техас республиканец Тед Круз, считающийся застрельщиком так называемого shutdown — приостановки работы правительства США в октябре 2012 года.
Примечательно, что в прошлом году, когда журналисты делали ставку на Барака Обаму, читатели отдали предпочтение лидеру КНДР Ким Чен Ыну. В этом году мнения читателей и редактора журнала снова разошлись.
Согласно опросу 2014 года, который завершился 6 декабря на сайте журнала, лидировал премьер-министр Индии Нарендра Моди. За его кандидатуру проголосовали 16,2% респондентов из примерно пяти миллионов участников. В первую тройку также входили протестующие в Фергюсоне и один из лидеров протестных акций в Гонконге Джошуа Вонг. Президент РФ занимал шестую позицию, а президент США Барак Обама — 11-ю.
Среди 50 претендентов на звание в этом году были, в частности, победитель прошлого года — папа Римский Франциск, канцлер Германии Ангела Меркель, 17-летняя пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай и школьницы, похищенные в Нигерии.
«Надо помнить, что выбор «Человека года» - это очень сильный маркетинговый ход журнала, - напоминает Елена Вартанова. - Со времен Генри Люса, который считал, что надо выбрать человека или событие, которое наиболее сильно влияло на новости в США, Time создает свои рейтинги. И эти рейтинги создаются для того, чтобы привлечь внимание читателей».
По словам Вартановой, издание работает прежде всего на свою «первичную аудиторию», то есть на американцев: «Их выбор субъективен. И через свою субъективность они показывают свое отношение к событиям».