«Мы подтверждаем, что ведется следствие по факту службы гражданина Польши в военной организации на территории Украины. Следствие было открыто 17 ноября 2014 года», — приводит издание PoloNews слова прокурора Малгожаты Броковски.
Согласно информации газеты Rzeczpospolita, следствие ведется против одного из членов праворадикальной организации «Лагерь большой Польши», члены которой выступают против вступления Польши в ЕС и НАТО. Возможно, речь идет о 29-летнем журналисте польского портала pl.novorossia.today, посвященного событиям на востоке Украины.
Сторонника Новороссии вычислили по его записи в социальных сетях. «Я не буду сидеть перед компом, когда Запад атакует близкую для меня страну», — в частности, признавался поляк.
Подозреваемому грозит до пяти лет лишения свободы. Согласно законодательству Польши, ее гражданам запрещается служить в иностранной армии. В ближайшее время польские спецслужбы намерены завести дела в отношении еще двух поляков, воюющих на территории Украины.
«Наши соотечественники незаконно сражались и сражаются в большинстве вооруженных конфликтов последних лет. В Ираке в качестве наемников американских охранных фирм. Или как джихадисты во время войны в Сирии», — отмечает местное издание Rzeczpospolita.
«То же самое происходит на Украине. По нашей информации, в ABW (польская разведка. — «Газета.Ru») поступило за последнее время уже несколько сообщений, касающихся поляков, воюющих на стороне пророссийских сепаратистов», — рассказал изданию высокопоставленный представитель агентства внутренней безопасности.
Первым гражданином Польши, сражающимся в Донбассе на стороне повстанцев, о котором написали СМИ, был Дариуш Лемански. Об этом в начале октября сообщила та же Rzeczpospolita со ссылкой британского журналиста Грахама Филлипса, который опубликовал в своем твиттере фотографию Лемански, демонстрировавшего паспорт гражданина Польской Республики.
Открытое в Польше уголовное дело стало первым случаем преследования иностранного добровольца, воющего в Донбассе, хотя СМИ неоднократно рассказывали о подобных фактах.
Так, на прошлой неделе телеканал Russia Today со ссылкой на Frankfurter Allgemeine сообщил о преподавателе из Бразилии Рафаэле Маркесе Лусварги, который приехал в Донбасс сражаться на стороне сепаратистов. В интервью немецким журналистам Лусварге заявил о своих левых убеждениях и рассказал, что три года он служил во Французском иностранном легионе.
Иностранцы воюют и на стороне Киева: среди них и украинцы канадского происхождения, и бывшие военные из разных стран мира, и просто «солдаты удачи», симпатизирующие украинской власти. Летом ирландское издание Irish Times сообщило об участии в военных действиях на стороне официального Киева пятерых иностранцев, среди которых шведы и канадцы в рядах батальона «Азов».
А в начале сентября глава МИД России Сергей Лавров обвинил польских граждан в том, что те воюют в составе украинских спецбатальонов. «МИД Польши отмечает, что на протяжении нескольких месяцев различные СМИ сообщают о вовлечении польских граждан в конфликт на востоке Украины. До сих пор ни одно из этих сообщений не нашло подтверждения. Это указывает на то, что подобные утверждения используются как элемент информационной войны», — заявили тогда в польским дипведомстве.
По мнению члена ассоциации группы антитеррора «Альфа», ветерана спецназа Андрея Попова, власти Польши демонстрируют потенциальным добровольцам, какая судьба их ждет в случае подобных поездок. По его словам, законодательные нормы различных государств могут отличаться, но в общем случае должно быть доказано, что гражданин действительно являлся именно наемником:
«По нашему законодательству, если не доказан факт получения средств, никакого уголовного дела быть не может», — пояснил Попов.
Эксперт отметил, что российскими добровольцами из числа отставников двигают «идеологические и моральные мотивы»: «Все понимают, что это дальние рубежи, иначе воевать придется на своей территории».
В настоящее время в России разрабатывается закон о частных военных компаниях, которые дадут России возможность осуществлять в том числе и военную деятельность на территории других стран без санкции российских властей.