«Открытая Россия» Михаила Ходорковского провела в Санкт-Петербурге телемост на тему «Выборы: бойкот или участие?». Главный герой мероприятия, экс-глава ЮКОСа, вышел на связь с участниками, которые собрались в гостинице Holiday Inn. Среди них были представители местной оппозиции, бывшие муниципальные депутаты, а также два действующих депутата заксобрания Петербурга в лице Бориса Вишневского и Максима Резника.
Еще до официального старта мероприятия стало понятно, что без сюрпризов не обойдется.
Ранним утром, в 6.30, в зал, где должен был проходить телемост, наведались двое полицейских. Один из них сообщил, что у правоохранительных органов есть сведения, будто бы организаторы «варят и употребляют наркотики». Проинспектировав помещение и не обнаружив признаков варки, стражи порядка ушли.
Ближе к 14.00, когда телемост должен был стартовать, обстановка накалилась вновь. В здании отеля объявили эвакуацию в связи с поиском заложенного взрывного устройства. Одновременно в гостинице пропал интернет.
Участники мероприятия эвакуироваться отказались, подключили заранее припасенный резервный генератор, и телемост начался.
«Половина участников конференции находятся внизу у входа. Наши оппоненты не отличаются изобретательностью, и это лучшее доказательство необходимости консолидации всех демократических сил», — сделал вывод из происходящего координатор «Открытой России» Владимир Кара-Мурза-младший.
На экране появился Михаил Ходорковский, а в зале раздались аплодисменты. «Мне сообщили, что у вас отключен интернет и вы сейчас на резервном генераторе. Чего ж они так боятся-то?» — удивился экс-глава ЮКОСа. Аплодисменты и крики одобрения раздались вновь.
Бывший олигарх начал что-то говорить о протестах 2011–2012 годов, однако слышно его было с трудом. Зато отчетливо прозвучал чей-то голос из зала: «Сейчас отключат свет». Предсказание сбылось через несколько минут. К счастью, на улице еще не стемнело.
Ходорковский тем временем констатировал, что выборы проводятся под жесточайшим контролем со стороны власти: «На питерских выборах использовалась система досрочного голосования, которая была растянута на несколько дней и мест, чтобы невозможно было проконтролировать (честность волеизъявления. — «Газета.Ru»)». Собственно, Северную столицу в качестве места проведения телемоста организаторы выбрали как раз потому, что там нынешней осенью прошли «грязные муниципальные выборы», ранее объяснял «Газете.Ru» Кара-Мурза-младший.
«Участвовать ли в выборах 2015–2016 годов? — задался вопросом экс-глава ЮКОСа. - Однозначного ответа нет». Бывший олигарх сказал, что в условиях тотального контроля за выборами победить на них невозможно, но необходимо «продемонстрировать альтернативу режиму, который падет в результате кризиса». В контексте этой задачи в выборах «предпочтительнее участвовать». На этих словах в зал вошли стражи порядка.
Судя по картинке с сайта «Открытой России», где велась трансляция телемоста, полицейские предлагали участникам покинуть помещение. Участники упорно продолжали сидеть.
Ходорковский с экрана продолжал объяснять, какие именно задачи должны решить его сторонники, готовясь к избирательным кампаниям: поиск и объединение людей, которые готовы участвовать в выборах; обучение актива наблюдению и нормам законодательства; ведение агитации; технология сбора денег; консолидация гражданского общества через праймериз.
Взявший слово депутат заксобрания Петербурга Максим Резник рассказал, что на минувших выборах власть в Северной столице «все, что делала и творила, мотивировала логикой «зато Крым наш»: «Так вот, нам надо объяснять людям, что Крым все не спишет». Второе, о чем он считал нужным высказаться, касалось «степени вменяемости оппозиции»: «Мы тоже иногда заражаемся бациллой слепой ненависти и неприязни».
Ходорковский, комментируя выступление Резника, ответил, что для оппозиции «сейчас не время ставить вопрос о Крыме во главу угла».
«Это проблема не сегодняшнего дня. Что касается парадигмы ненависти, то Кремль часто говорит вещи, с которыми трудно спорить. Другой вопрос, что делает он обратное. Вот об этом мы и должны говорить», — сказал Ходорковский. Не преминул бывший олигарх затронуть и тему президентских выборов 2018 года: «Уверен, Путин прекрасно понимает, что с разваливающейся экономикой до 2018 года не доедешь. Что он собирается делать — его проблемы. А наша задача — показывать, что есть другой выбор».
Получивший микрофон депутат питерского заксобрания Борис Вишневский пояснил, что оппозиция проигрывает из-за низкой активности избирателей на выборах. В качестве иллюстрации к своему тезису он привел в пример выборы в Северной столице в 1989 году, «когда почти все члены бюро обкома проиграли кампанию, потому что была высокая активность граждан».
Пока Вишневский произносил речь, в зал вновь нагрянули стражи порядка. Минуту о чем-то совещались с организаторами. Ушли. Организаторы поспешно заперли за правоохранителями дверь.
«Я против смены власти путем насилия, — продолжал выступление Борис Вишневский. — Ничего, помимо крови, это не принесет».
Запертая дверь в помещение опять распахнулась, и на пороге возник одинокий полицейский. В зале раздался смех.
«Давайте не реагировать», — призвал аудиторию координатор «Открытой России» в Санкт-Петербурге Андрей Пивоваров, аккурат собравшийся говорить речь. Однако участники к призыву не прислушались. В помещении началась суета. «Коллеги, вы срываете мое выступление, а я долго готовился», — взывал к совести присутствующих Пивоваров. Наконец участники телемоста успокоились и внимательно выслушали спикера.
Следующий оратор, глава питерского отделения «Гражданской платформы» и бывший единоросс Валерий Федотов, спросил, как Ходорковский относится к перспективам объединения оппозиции. Экс-глава ЮКОСа ответил, что «базовый подход — сотрудничество между всеми силами, которые поддерживают европейский выбор России»: «Ключевые вопросы здесь такие: «Вы за регулярную смену власти?», «Вы за баланс властей разных уровней?» Если за — все».
То есть объединение возможно. Остальные вопросы, сообщил бывший олигарх, «мы порешим на честных, демократических выборах».
Присутствующие единодушно поддерживали экс-главу ЮКОСа в том, что в выборах участвовать необходимо. «Для политика вопрос, участвовать или не участвовать, не стоит. Неважно, честные выборы или нет», — заявил петербуржец Андрей Давыдов, который после кампании в заксобрание Северной столицы 2011 года подал иск в ЕСПЧ по поводу фальсификации итогов. «Но оппозиция сегодня — это политические импотенты. У нас нет ни организационных, ни финансовых, ни человеческих ресурсов», — сетовал он.
Пока Давыдов выступал, за стеной заиграла музыка. «Музыкальное сопровождение» речи Давыдова оказалось настолько громким, что порой было невозможно разобрать слова. Впрочем, сложно было понять и другое: что за произведение звучит.
«Спасибо полиции за музыку», — в какой-то момент не выдержал Кара-Мурза.
Когда слово вновь взял Ходорковский, чтобы высказаться в поддержку люстрации 10–15% российских чиновников, пластинка сменилась: вместо музыки раздался пронзительный вой противопожарной сирены.
«Как мотивировать к участию в выборах людей, которые не верят в их честность?» — стараясь перекричать сирену, спросила у Ходорковского одна из участниц. «Очень практически, — не задумываясь, ответил тот. — Надо говорить им: «Вы понимаете, что власть боится оппозицию? Чем больше людей проголосует за оппозицию, тем к большим компромиссам будет готова власть».
За окном темнело, а свет в зале по-прежнему не горел, различать лица участников становилось все труднее. Продолжала надрываться сирена, садился резервный генератор. Кара-Мурза-младший призывал выступающих говорить короче. Происходящее напоминало апокалипсис в одном отдельно взятом помещении.
В конце концов организаторы поняли, что мероприятие, которое изначально должно было длиться два часа, придется завершить досрочно. К этому моменту телемост шел 1 час 20 минут. «Давайте предоставим заключительное слово Михаилу Борисовичу», — предложил Кара-Мурза-младший. «Друзья, спасибо большое! — воскликнул экс-глава ЮКОСа. — Вы собираетесь в какой-то героической обстановке. Для Питера это не впервой, конечно, но…»
Связь оборвалась.