Известный интеллектуал Эштон Картер, получивший историческое образование и диплом физика в Оксфорде, является основным кандидатом на пост министра обороны США, сообщили Reuters источники в администрации Обамы. По их данным, президент может анонсировать кандидатуру Картера в ближайшие несколько дней.
Несмотря на то что Картер демократ, а обе палаты конгресса сегодня под контролем республиканцев, предполагается, что он без труда пройдет утверждение конгрессменами.
Картер, у которого уже есть опыт работы в качестве заместителя министра обороны Леона Панетты в первой администрации Обамы, сменит на посту ушедшего на прошлой неделе в отставку Чака Хейгела. Основная причина его отставки — Бараку Обаме хотелось найти более подходящую кандидатуру для борьбы с новыми военными вызовами, главным из которых стала борьба с «Исламским государством» (организация запрещена в России). Отмечается, что Картер стал фаворитом после того, как бывший заместитель главы министерства обороны Мишель Флурной неожиданно отказалась претендовать на этот пост.
Среди других кандидатов называются министр внутренней безопасности Джей Джонсон, экс-глава военно-морского флота Ричард Данциг и бывший помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Курт Кэмпбелл.
Выходец из университетской среды, Картер впервые стал заместителем министра обороны США, тоже в прошлом профессора математики, Уильяма Перри в администрации Била Клинтона.
Картер занимался проблемами международной безопасности и активно взаимодействовал на своем посту с российским Минобороны по вопросам вывода из Украины, Белоруссии и Казахстана советского ядерного оружия на территорию России.
Работа проходила не без приключений: «На аэродроме в Умани вблизи Первомайска пилот вслепую совершил чрезвычайно рискованную посадку, опасно приблизившись сквозь пургу и туман к взлетно-посадочной полосе. Крыло самолета зацепило огромный снежный сугроб. В любую другую пору года оно врезалось бы в землю и самолет бы перевернулся. От толчка Перри швырнуло под «стол переговоров», а Грачева — в хвост самолета. Картер, глядя на генерала Сергеева, мрачно подумал, что тот, возможно, последний, кого он видит на земле», — так потенциальный глава Пентагона описывал одну из инспекционных поездок в книге «Превентивная оборона: новая стратегия безопасности США» в 1999 году.
В этом же году Картер вместе со своим бывшим начальником Перри опубликовал доклад, посвященный перспективам вовлечения Украины в совместные программы с НАТО.
Работая в Пентагоне во время первого срока администрации Обамы, Картер курировал вопросы технологий и логистики, занимался программами кибербезопасности, а также научно-техническими вопросами.
Картер также отвечал за закупку новых образцов вооружения для американского военного ведомства. «Он опытный практик, и, я думаю, он будет эффективным министром обороны. То, что ему доверили на предыдущей должности отвечать за закупки в минобороне, характеризует его как профессионального управленца. Закупки — это сложная и ответственная сфера», — говорит Симон Сараджян, ведущий научный сотрудник Центра Белфера по науке и международным отношениям при Гарвардском университете.
Кстати, именно в Гарвардском университете в Школе государственного управления имени Кеннеди Картер провел более двадцати лет на преподавательской работе.
Эксперты характеризуют Картера как технократа, который видит себя человеком команды и способен на разработку нестандартных решений.
В то же время аналитик Global Security org. Джон Пайк отмечает, что у Картера нет опыта руководства непосредственно боевыми операциями.
В случае назначения на пост главы Пентагона Картеру придет разбираться со многими стоящими перед Пентагоном проблемами, начиная с борьбы с исламистами в Ираке и Сирии, а также с ситуацией в Афганистане и кризисом на Украине.
У Картера есть опыт успешной работы в условиях кризиса: в 1994 году он смог добиться от Ким Чен Ира замораживания ядерной программы путем переговоров: «Мы знали, что за несколько недель сможем разбить силы Северной Кореи, если они начнут эту войну. Но мы также знали, что будут десятки тысяч жертв среди американцев, южных и северных корейцев», — рассказывал Картер в одном из интервью.