В четверг днем к московской гостинице «Измайлово» начали стекаться крепкого телосложения люди в камуфляжной форме с нашивками ополчения Донбасса и Георгиевскими крестами на груди.
«Скинхеды какие-то», — удивленно ворчал таксист, который подвез к корпусу «Дельта» корреспондента «Газеты.Ru».
Вторая конференция Стрелкова в Москве после ухода из Донбасса была полузакрытой, открытых анонсов не было, и попасть на нее можно было только по «своим каналам». Некоторых журналистов развернули прямо на месте из-за неразберихи в пресс-службе и проблем с аккредитационными списками. Вокруг бывшего главкома ополчения Славянска сформировался устойчивый пул патриотических СМИ и движений, которые помогали организации конференции вместе с ветеранами боевых действий в Донбассе.
В крохотном конференц-зале, до отказа набитом журналистами, рядом со Стрелковым сидели полевой командир Батя (Прапор), глава Народного собора Украины и помощник Стрелкова Игорь Друзь, глава «Голоса Севастополя» Евгений Истягин, председатель партии «Великое Отечество» Владимир Хомяков.
В самом начале конференции колонки в зале стали резко фонить, а через некоторое время из них послышалось мультяшное бормотание. Что это было — «бандеровская провокация» или неопытность звуковиков — так и осталось неясным.
Ведущий конференцию Хомяков сразу же задал тон мероприятию, сообщив, что война идет не между Донбассом и Украиной, а между Россией и США.
Развивая эту мысль, Стрелков заявил, что против России ведется подрывная информационная и экономическая война и страна должна противиться курсу на всеобщую глобализацию и подчинению всего мира одному центру — США.
Накануне в интервью «Русскому дому» он предрек России скорую войну, а сегодня объявил о создании движения «Новороссия», которое займется контролем гуманитарных грузов в Донбасс, поскольку зима там обещает быть тяжелой.
Ранее Стрелков ездил встречаться с региональными казачьими, националистическими, патриотическими организациями, видимо, у движения будет разветвленная сеть ячеек на территории России и Донбасса.
Стоит отметить, что незадолго до конференции ополченец и координатор негуманитарной помощи Донбассу Александр Жуковский сообщил «Газете.Ru», что ему и товарищам поступил «сигнал» от правоохранительных органов сворачивать деятельность. И связал он его с тем, что Россия борется с частной инициативой на востоке Украины, дабы взять под собственный контроль ситуацию накануне выборов и возможного наступления украинских военных. В самом Донбассе все заметнее трения между полевыми командирами, недовольными, что все поставки ресурсов из России завязаны на лояльных Москве лидерах «народных республик» Александре Захарченко и Игоре Плотницком.
«Если правоохранительные органы нас поддержат, мы будем рады, если правоохранительные органы будут нам препятствовать, нам, значит, придется тяжело, но мы по мере сил будем продолжать свою работу», — ответил Стрелков на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о недавних обысках у незарегистрированной оппозиционной партии «Другая Россия», которые, по некоторым данным, были связаны как раз с гуманитарной помощью Донбассу.
Не забыл Стрелков и о намеченных на ближайшее воскресенье выборах в «народных республиках».
«В целом не понимаю, как можно проводить выборы в ситуации, когда идет война, когда столица Новороссии постоянно подвергается обстрелам», — сказал бывший главком о выборах, добавив, что они могут пригодиться для легитимизации местных властей.
В кулуарах соратник Стрелкова и бывший глава политотдела ДНР Игорь Иванов резко отозвался об «Оплоте» Захарченко и посетовал, что близкие к Стрелкову кадры подвергаются репрессиям, хотя только они, по его словам, и воюют в Донбассе в отличие от тыловых подразделений «Оплота». Он также уточнил, что движение «Новороссия» создается из-за того, что поставки в Донбасс разворовываются, до ополченцев ничего не доходит и все перепродается в магазинах. Кроме того, отметил он, у ополченцев большие проблемы с оказанием помощи раненым, терапией и отправкой их домой в Россию.
Тем временем представители патриотических организаций и СМИ спрашивали Стрелкова о чувствах на войне, смене формы на пиджак, приглашали на молебны и предлагали возглавить русскую православную армию. Немка Маргарита Уайдлер с двумя Георгиевскими крестами, комментировавшая для фильма НТВ «13 друзей хунты» (в СМИ ее называли то журналисткой, то монахиней), вопрошала о равнодушии Запада к трагедии в Донбассе.
«Украина, Белоруссия и Россия должны воссоединиться», — под аплодисменты журналистов патриотического толка заявил Стрелков.
«Без комментариев», — столь же емко ответил он на вопрос журналистки Associated Press о присутствии российских военных.
Игорь Друзь потом бурно объяснял корреспондентке, что в ополчении было немало киевлян и даже «западенцев», и «миф и неправда», будто все организовали русские войска. Правда, «западенцы» в итоге оказались так себе.
«Когда я уехал, мне сразу разнесли офис, бандеровцы. И причем, узнав мой телефон, через месяц позвонили мне и потребовали арендную плату. Это они сидели там месяц! Вот наглость бандеровская», — возмущался Друзь.
А по признанию самого Стрелкова, на стороне ДНР и ЛНР воевало много представителей криминалитета, некоторые из которых даже пытались использовать свой опыт в новой для себя роли. Однако командиры ополчений «успешно справлялись с такими инцидентами».
Впрочем, лейтмотивом встречи стала тема «пятой колонны». Стрелков неоднократно выражал лояльность нынешней российской власти, а его советник Игорь Иванов заявил, что движение «Новороссия» готово бороться с Майданом в Москве, который неизбежно случится, если Украина уничтожит ДНР и ЛНР.
Но на просьбу уточнить список «пятой и шестой колонны» в руководстве страны Стрелков не откликнулся: «Я не боюсь, но и не дурак говорить это».
Дальше началась закрытая части встречи, на которой Стрелков представлял полевых командиров к Георгиевским крестам за оборону Славянска, а по окончании все переместились в зал для фуршета.
Бойцы — большинство из них, судя по виду, приехали в Измайлово прямо с фронта, некоторые хромали — с явным удовольствием налегали на виски и закуски, пока Игорь Стрелков раздавал интервью и безостановочно фотографировался с поклонниками. Ополченцы обсуждали поставки гуманитарки, характеристики рейдовых ранцев и вспоминали войну. В окружении снующих официантов и помпезных интерьеров фронтовики в камуфляже с нашивками Новороссии смотрелись несколько сюрреалистично.
Проехался Стрелков и по бывшим боевым соратникам, сравнив среди прочего командира Горловки Игоря Безлера (Беса) с батькой Махно, который «развел у себя феодализм» и делал все исключительно ради укрепления собственной власти.
На вопрос корреспондента «Газеты.Ru», не опасается ли Стрелков судьбы Рохлина и Лебедя, бывший главком сказал, что к обоим относится отрицательно.
«В отличие от Лебедя я ничего не срубил на этой войне. В отличие от Рохлина не треплюсь», — заявил Стрелков. И уже уходя, обернулся: «И я вам скажу, я реально ничего не боюсь и верю в Бога».