Белорусская конституция прямо запрещает любое использование вооруженных сил страны за рубежом. Однако Лукашенко известен своим крайне «гибким» отношением к статьям основного закона: он либо трактует их по собственному усмотрению, либо просто меняет — за 20 лет его правления конституция Белоруссии правилась уже несколько раз.
Тем более однажды Лукашенко прямо заявлял, что белорусским военным «нужно участвовать в миротворческих операциях и на этом можно даже заработать».
А в 2005 году в Белоруссии было создано небольшое миротворческое подразделение в составе 120-й Гвардейской отдельной механизированной бригады. Сейчас оно дислоцируется в Витебске на базе 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады. Постоянный состав — 40 человек, сменяемый (те, кто приписан к миротворцам, но служит по контракту в других частях белорусской армии), — 200 человек.
В отличие от многих других лидеров постсоветских стран, белорусский президент в самом деле может положиться на свою армию. Еще в 2005 году президент Литвы Валдас Адамкус в интервью немецкой газете Die Welt заявил, что не исключает возможности «нападения белорусских войск Александра Лукашенко на Литву».
«Если Россия может представлять для Литвы угрозу чисто экономического характера, то граница с соседней Белоруссией недавно была признана проблематичной даже Брюсселем, — подчеркнул в интервью президент Литвы. — Проснувшись утром, никогда не угадаешь, что за ночь произошло в Минске».
Опасения литовского президента объяснялись еще и с тем, что белорусская армия в самом деле достаточно сильна, чтобы напасть на любую соседнюю страну — кроме, конечно, России. Многие международные эксперты считают вооруженные силы Белоруссии самой хорошо вооруженной и боеспособной национальной армией на постсоветском пространстве. Однако это вовсе не личная заслуга Александра Лукашенко. Сила белорусской армии обусловлена богатым наследием советских времен.
Нынешние вооруженные силы Белоруссии официально были созданы 20 марта 1992 года. К моменту обретения независимости Белоруссия была базой Краснознаменного белорусского военного округа — самого мощного в Советском Союзе. Фактически это был ближний тыл советских войск в Европе — знаменитой Западной группы войск. Именно по этой причине в Белоруссии во времена Союза были построены самые современные заводы по ремонту самолетов, вертолетов и бронетехники, а также два нефтеперерабатывающих завода — огромное количество техники требовало бесперебойного снабжения топливом.
Даже широко известное качество белорусских автодорог объясняется тем, что изначально они строились как запасные взлетно-посадочные полосы для истребителей. Белорусские пилоты и сейчас каждый год отрабатывают взлет и посадку на автотрассы, чаще всего на трассу М1 Москва — Брест.
Когда Союз распался, в Белоруссии осталась группировка войск численностью 280 тыс. человек. Концентрация воинских частей и соединений, военных аэродромов и полигонов здесь была самой высокой на европейском континенте, а количество хранящихся на складах вооружений, боеприпасов, военной амуниции и техники превышало все разумные пределы.
Основательная, но неспешная реформа ВС Белоруссии началась после вывода в 1996 году с ее территории ядерного оружия. Доставшаяся в наследство структура Белорусского военного округа была преобразована в соответствии с новыми реалиями: белорусские военные избавились от дивизий и полков, а бывшие армии преобразовали в оперативные и оперативно-тактические командования. ВВС и войска ПВО были объединены. Воздушно-десантные подразделения, как сугубо наступательные, не вписались в новую военную концепцию страны. Некоторые части ВДВ были сокращены, некоторые — преобразованы в так называемые мобильные силы.
На сегодняшний день вооруженные силы страны насчитывают 62 тыс. человек. Последнее десятилетие военные расходы Белоруссии остаются на уровне $900 млн — $1 млрд ежегодно.
При этом все эксперты отмечают высокий уровень подготовки белорусских солдат. Держать их в хорошей форме позволяют многочисленные учения, в том числе проводимые совместно с Россией.
Особая составляющая белорусской армии — так называемые войска территориальной обороны, создаваемые с 2011 года. По сути, это заранее подготовленные и обученные партизанским действиям гражданские жители разных регионов страны.
В случае оккупации Белоруссии противником они могут быстро вооружиться и сформировать региональные партизанские отряды. Содержать такие войска намного менее накладно для бюджета, чем регулярную армию, а уж богатый партизанский опыт белорусов ни у кого сомнений не вызывает.
Конечно, вооружения белорусской армии неизбежно устаревают, но эта проблема достаточно успешно решается. На многочисленных предприятиях белорусского ВПК ремонтируются и модернизируются танки, БМП и БТРы, вертолеты и самолеты не только белорусских вооруженных сил, но и армий России, Украины, многих других стран.
Создаются и собственные образцы — так, полностью своими силами белорусы создали разведывательно-диверсионный танк 2Т «Сталкер», совместно с украинскими оружейниками производятся комплекс ПВО «Стилет», противотанковые комплексы «Скиф» и «Шершень», вертолет Ми-8 МСБ.
Но, конечно, главное, что более или менее современными вооружениями своего главного союзника стабильно обеспечивает Москва. По той простой причине, что после создания в 1996-м Сообщества России и Белоруссии и его преобразования в 2000-м в Союзное государство белорусская армия фактически «закрывает» с запада европейскую часть России.
Не случайно, требуя от Кремля очередные льготы по поставкам углеводородов зимой 2007 года, Лукашенко заявил, что отказ от союза с Белоруссией нанесет серьезный удар по обороноспособности России. В частности, по словам белорусского президента, вооруженным силам РФ понадобится $21 млрд для замещения «кордона белорусской армии, защищающего Россию». «В России от Москвы до западных окраин осталось две неполных дивизии, — язвительно напомнил Лукашенко. — А вопрос безопасности после размещения элементов американской системы ПРО в Польше, Чехословакии и на Украине приобретает чрезвычайное значение».
Стоит отметить, что белорусские предприятия производят для российского ВПК тысячи наименований продукции.
Прежде всего это электронные и оптические компоненты, радары, системы связи и управления, военные компьютеры и тренажеры. А на колесных шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) ездят все российские ракеты — от «Тополь-М» до ЗРК С-400.
С 2000 года Россия и Белоруссия создают единую систему ПВО двух государств, задача которой — прикрывать не только белорусскую территорию, но и значительную часть западной границы России. Основа этой военной группировки сформирована из частей белорусской армии (первый стратегический эшелон обороны), а также развернутых в западном регионе соединений Московского военного округа. Понятно, что вооружение для этой группировки, в том числе ЗРК С-300 и С-400, истребители и прочая военная техника, предоставляется Россией. Также с прошлого года на военном аэродроме в Барановичах в Западной Белоруссии постоянно базируются российские истребители.
Белорусские и российские военные регулярно проводят совместные учения.
Например, учения «Запад-2013» в сентябре прошлого года стали крупнейшими в регионе с советских времен. И почти поставили Белоруссию на грань военного конфликта с Польшей и странами Балтии. В Варшаве тогда всерьез полагали, что белорусско-российские войска отрабатывают наступательные действия после нанесения тактического ядерного удара.