Столкновения между активистами Occupy Central и группировками неизвестных молодых людей, которые атаковали места скопления антиправительственных демонстрантов, произошли в пятницу вечером в торговом районе Монг Кок. Несколько десятков нападавших попытались разрушить палаточные городки и возведенные студентами укрепления. В ходе вспыхнувших стычек было ранено более десятка человек, в том числе журналисты, освещающие противостояние требующей демократизации молодежи и властей мегаполиса. При этом отряды полиции, находившиеся в районе столкновений, поначалу предпочитали не вмешиваться в происходящее, но затем встали цепью между демонстрантами и нападавшими. Пострадали шестеро полицейских.
Amnesty International сообщает о попытках сексуального насилия в отношении студенток. Правозащитная организация обвинила гонконгскую полицию в неспособности защитить мирных манифестантов от агрессии, а глава местного отделения назвал бездействие полицейских позорным, передает South China Morning Post.
В Федерации студентов Гонконга считают, что среди нападавших были как провластно настроенные активисты, так и представители местных триад. В районе Монг Кок китайская мафия контролирует бары, ночные клубы и массажные салоны, и присутствие на улицах демонстрантов, требующих политических реформ, бьет по карману местных боссов.
Несмотря на арест 19 участников нападения, среди которых, по данным полиции, есть 8 представителей преступных группировок, нерешительные действия правоохранительных органов в самом начале атаки вызвали подозрения, что бандиты действуют по указке администрации Гонконга. Сразу после того, как порядок в городке демонстрантов был восстановлен, глава города Лян Чжэньин, отставки которого и добиваются манифестанты, призвал их немедленно покинуть торговые кварталы.
«Люди должны сохранять спокойствие и не прибегать к насильственным методам независимо от того, к какой стороне они принадлежат на Occupy Central, — подчеркнул он. — Я призываю молодых людей немедленно покинуть Монг Кок, поскольку не хочу, чтобы любым жителям города был причинен ущерб».
В ответ студенческая федерация решила отказаться от переговоров с заместителем Ляна Кэрри Лам, о возможности которых было объявлено ранее.
«Правительство и полиция потворствовали нападению триад на мирных демонстрантов. Тем самым они закрыли путь к диалогу и должны нести ответственность за все возможные последствия», — говорится в заявлении федерации, которое цитирует Reuters.
Похоже, события в Монг Коке придали протесту новый импульс. После вчерашних стычек на улицы вышли люди, которые до этого наблюдали за происходящим только в интернете.
«Я следил за событиями в Facebook. Многие, кто ранее был равнодушен к протестному движению, теперь, после Монг Кока, поддерживают его», — приводит South China Morning Post слова волонтера Кевина Ко. Всю минувшую ночь в Монг Коке возводились новые баррикады. Активисты укрепляли свои позиции и в других точках города — в фешенебельном районе Козуэй-Бей и вокруг адмиралтейства, где располагаются резиденция градоначальника и его администрация.
Тем временем на официальном сайте президента США появилась новая петиция, которая призывает Белый дом обеспечить защиту мирной демократической демонстрации в Гонконге. Предыдущая петиция собрала более 200 тыс. подписей, так что администрация Барака Обамы была вынуждена выступить с обращением к китайским властям, призвав Пекин предоставить жителям Гонконга право на «настоящий выбор» — позволить им провести прямые выборы главы города в 2017 году, чего и добиваются протестующие.
Реакция Пекина последовала незамедлительно. Министр иностранных дел КНР Ван И, находящийся сейчас с визитом в США, заявил, что события в Гонконге «целиком и полностью являются внутренними делами Китая, внешние силы не имеют права вмешиваться в них: они должны уважать суверенитет Китая, это является основным правилом международных отношений».
«Мы призываем американскую сторону высказываться и действовать сугубо осмотрительно, держать свое обещание о невмешательстве во внутренние дела Китая и не подавать ошибочный сигнал миру. Мы уверены в том, что правительство Специального административного района Сянган располагает возможностями для урегулирования ситуации», — приводит слова Ван И рупор ЦК КПК «Жэньминь жибао».
В субботу днем в Гонконге вновь время от времени происходили стычки между сторонниками политических реформ и их противниками.
Последние также разбили свой палаточный городок в Монг Коке, так что атмосфера в районе остается напряженной.
Противоборствующие стороны обменивались оскорблениями, активисты Anti-Occupy обвиняли сторонников реформ в недемократических методах борьбы. «Захват дорог ничего общего не имеет с демократией. Это просто разрушает привычный образ жизни граждан Гонконга, — заявил один из противников демонстрантов. — Мы хотим вернуть гармонию в наше общество, хотим ходить на работу, хотим, чтобы наши дети ходили в школу».
Манифестанты отмечают хорошую организацию провластных активистов, отличительной чертой которых служат синие ленты на одежде. При этом если движущей силой протеста остается в основном студенчество, то против него выступают представители самых разных социальных и возрастных слоев, обвиняя демонстрантов в разрушении нормальной жизни в мегаполисе. Эту поддержку чувствуют и в администрации города. Вечером в субботу Лян Чжэньин выступил с телеобращением, в котором выдвинул протестующим ультиматум.
«Все входы и выходы из штаб-квартиры правительства должны быть освобождены к понедельнику, чтобы оно могло нормально функционировать и выполнять свои обязанности перед гражданами, — заявил глава Гонконга. — Также должны быть разблокированы дороги, чтобы школы могли в понедельник возобновить занятия». В противном случае, подчеркнул Лян, ситуация может выйти из-под контроля.
«Не думаю, что из этого (Occupy Central. - «Газета.Ru») получится что-нибудь серьезное, — считает востоковед, сотрудник сеульского Университета Кунмин Андрей Ланьков. —
Недавно я услышал фразу, в которой мне очень понравилась формулировка: Гонконг — это не Майдан, это Болотная. То есть это протест определенной части населения, которая недовольна положением вещей, но эта часть невелика и изолирована».
Как полагает эксперт, оснований опасаться распространения протестов на остальную территорию Китая у Пекина нет. «Думаю, что в своей массе китайцам плевать на демократию, — говорит Ланьков. — Большая часть китайцев, включая и молодой средний класс, довольны существующим положением вещей и не хотят резких перемен».
Но по словам востоковеда, в КНР есть группы и идеологические «пакеты», которые работают против нынешнего пекинского руководства. «С одной стороны, мы имеем такой либеральный пакет, который сейчас взорвался в Гонконге. О нем мы знаем больше всего, потому что люди таких настроений активно общаются с западными журналистами, активно пропагандируют свои взгляды, элементарно по-английски говорят, поэтому их значение несколько раздуто. С ними все понятно, их программа — рыночная экономика, борьба с коррупцией а-ля Навальный и политическая демократия, — рассказывает Ланьков. —
Вторая группа очень малозаметна снаружи, но очень сильна внутри — это китайские националисты. У меня есть ощущение, что от них исходит самый мощный вызов стабильности в КНР.
Они недовольны тем, что власть слишком сильно идет на поводу у иностранцев, не сохраняет древнего, исконного. С другой стороны, с этой частью политической публики власть наиболее удачно и последовательно заигрывает.
И третья оппозиционная сила — разнообразные уравнительные движения. Это и неомаоисты, они там тусуются у книжного магазина «Утопия» в Пекине (как в позднесоветские времена центром общественной жизни Москвы были тротуар у редакции «Московских новостей» и Пушкинский сквер). Разного рода левые, марксисты и околомарксисты, а также иногда совершенно неожиданные движения за социальную справедливость религиозного или квазирелигиозного толка».
«Все эти три группы находятся где-то на периферии общественной жизни, а народ в целом доволен происходящим, — говорит Ланьков. — Экономика прет как на дрожжах, уровень жизни растет стремительно, стабильность обеспечивается, китайские авианосцы бороздят просторы Тихого океана и грозят недоброжелателям... Все в этом смысле выглядит очень неплохо, поэтому я просто не вижу возможности раскачать Китай. Так что это действительно не Майдан, а Болотная».
Пекинские власти вряд ли пойдут на уступки протестующей в Гонконге молодежи, полагает Ланьков. По его словам, «у них есть огромное количество способов это все дело отжать и подавить».