Перед тем как посетить меджлис, силовики провели обыск в домах членов представительного органа крымских татар Эскендера Бариева и Мустафы Асабы. «Сегодня ранним утром в квартиру члена меджлиса крымско-татарского народа (организация запрещена в России) Эскендера Бариева ворвались эфэсбэшники в сопровождении вооруженных автоматчиков в балаклавах. В это время в квартире, кроме самого Эскендера, находились также его жена Зарема и двое малолетних детей, одному из которых четыре года, второму — шесть месяцев, — написал глава меджлиса Рефат Чубаров на своей странице в фейсбуке. — Подобное же бесправие в это утро было совершено против Мустафы Асабы, председателя Карасубазарского (Белогорского) регионального меджлиса. В ходе обыска из его дома изъяли книги на проверку их содержания».
Как рассказал «Газете.Ru» секретарь меджлиса Заир Смедляев, «обыски продолжаются с 10 утра. Представители Следственного комитета, ФСБ, люди в балаклавах с автоматами сказали, что есть постановление суда о проведении обыска в редакции газеты «Авдет». Редакция газеты находится в одном здании с меджлисом. Ну, редакцию давно обыскали, теперь обыскивают полностью здание всего меджлиса».
«Очевидно — это акт устрашения, — утверждает Смедляев. — Тем более на фоне этих неудачных выборов: знаете, очень низкая явка была, а меджлис призывал не участвовать в этих выборах».
«Над крымскими татарами и всеми свободолюбивыми людьми в Крыму нависла реальная угроза. О формах реакции международного сообщества в связи с эскалацией насилия в Крыму будем говорить на встрече с послами ряда стран, которая в ближайшие часы состоится в Киеве», — написал Чубаров.
Представители крымских властей иначе объясняют причину обыска.
«Имеет место подмена понятий, данные следственные действия были осуществлены не в здании меджлиса, а в здании, которое числится на балансе фонда «Крым», единственным учредителем которого является Мустафа Джемилев, а значит, его единоличным собственником», — заявил вице-премьер Бальбек РИА «Новости».
По его словам, следственные действия проводятся «в рамках уголовного дела по незаконному пересечению российской границы 3 мая, организованному Джемилевым». Он утверждает, что изначально здание передавалось под общественные нужды крымским татарам, но впоследствии «было присвоено Джемилевым».
Меджлис активно выступал против присоединения Крыма к России. 2 мая его лидеру Мустафе Джемилеву было отказано в пересечении границы в Москве, когда он пытался прилететь в Симферополь из Киева. И.о. главы Крыма Сергей Аксенов обвинил Джемилева в попытках устроить межэтнические столкновения.
В связи этим на последнем заседании меджлиса, проведенном в Херсонской области Украины, было решено отказаться от любых форм сотрудничества с официальными властями российского Крыма, после чего Рефату Чубарову также было вручено уведомление о запрете на въезд в Крым сроком на пять лет. Кроме того, прокуратура вынесла предупреждение «о недопущении ведения экстремистской деятельности». Оба лидера диаспоры переехали на Украину и регулярно обвиняют «оккупационные власти» в массовом нарушении прав крымских татар. В сентябре Чубаров заявил, что в домах крымских татар регулярно проходят обыски, их вызывают на допросы и преследуют.
«Здание принадлежит фонду «Крым», учредителем, то есть собственником, в этом фонде не является единолично Мустафа Джемилев, там целый коллектив учредителей», — отвечает на обвинения Бальбека Смедляев.
В разговоре с «Газетой.Ru» он особо отметил, что «это единственное здание в городе, на котором сегодня находится украинский флаг, и это является дополнительным раздражителем».
Позицию по флагу Смедляев объясняет так: «На протяжении двух десятков лет российские флаги находились на территории Украины в целом и в Крыму в частности, и никто не воспринимал это как вызов», — сказал секретарь меджлиса, уточнив что «в этом здании находится приемная народного депутата Украины Мустафы Джемилева».
«Это здание принадлежит фонду «Крым» — это организация, которая финансируется из-за рубежа. В условиях Украины — это одно, в условиях России — другое», — излагает свое видение ситуации киевский политолог Александр Форманчук.
По его словам, «меджлис занимается откровенно провокационной деятельностью, открытой антироссийской пропагандой и этого не скрывает, поэтому у ФСБ есть вопросы к владельцам этого здания и членам меджлиса».
«Я не сторонник, чтобы эти меры пошли дальше, не сторонник запрета меджлиса, — уточняет политолог, — потому что это может возбудить значительную часть крымско-татарского населения, но в целом я ожидал, что реакция со стороны правоохранительных органов последует».
По мнению эксперта, даже без давления со стороны силовиков меджлис сдает прежние позиции. «Было время, когда уровень поддержки меджлиса достигал 70% среди крымских татар. Но на момент последнего курултая в ноябре прошлого года в выборах делегатов на местах участвовало 56% крымских татар с избирательным голосом. Говорить, что меджлис сохранил влияние среди крымских татар на том же уровне, глупо — сегодня это в лучшем случае 40%».
Ранее «Газета.Ru» писала о расколе, произошедшем среди членов меджлиса: не все согласились с политикой полного непризнания новой власти и отказа от выборов. Трех депутатов — Ремзи Ильясова, Заура Смирнова и Тейфука Гафарова — руководство обвинило в «раскольнической деятельности», сотрудничестве с новыми властями и исключило из организации.
«Но крымские татары достаточно консервативные люди, поэтому довольно рано говорить, что у меджлиса закончились ресурсы влияния. Но то, что они этот ресурс и влияние теряют, это однозначно», — говорит Форманчук.
По его мнению, «не стоит закрывать глаза на то, что значительная часть крымских татар не принимает новых исторических реалий, не торопится с признанием российского государства и т.д». «В то же время минимум 40% крымских татар участвовало в выборах и говорить, что они бойкотировались, как это любит говорить Джемилев, находясь в Киеве, нельзя», - считает Форманчук.
Эксперт считает, что ситуация постепенно меняется. «Многие крымские татары начинают понимать, что российское государство — это не агонизирующее украинское, и надеяться, что оно завтра распадется или что Украина вернет Крым, не имеет смысла. Таких становится все больше».