Сразу после подписания в Минске соглашения о прекращении огня украинский президент Петр Порошенко предложил Донбассу дальнейшее пребывание в составе Украины, но признал, что региону требуется «особый статус».
В администрации президента даже подготовили соответствующий законопроект, который АП передаст на рассмотрение в Раду на следующей неделе.
Какие именно предложения содержатся в документе, доподлинно не знает никто. Но неофициально источники «Газеты.Ru» в АП говорят о том, что Донбасс может рассчитывать на статус автономии, а также получит возможность выбрать своих депутатов в Верховную раду. Также ему почти наверняка доверят сформировать на местах собственные органы власти — прежде почти всех чиновников области согласовывали с Киевом.
Окружение Порошенко и сам президент рассматривают «особый статус» Донбасса как победу.
«Сейчас идет война за независимость Украины, за существование государства. Мы никому не сдадим ни вопрос суверенного устройства, ни независимость. Мы остаемся соборным и унитарным государством... Ни о какой федерализации и отделении в протоколе не говорится. Такие образования, как ДНР и ЛНР, в документе не упоминаются вообще», — объяснял Порошенко.
В то же время на заседании кабмина глава государства призвал коллег поддержать его и сотрудничать с местными депутатами мятежных регионов. «Мы будем не в восторге от местных депутатов Донецка и Луганска, но разве не лучше бюллетени, чем автоматные очереди? Мы должны научиться признавать выбор людей», — подчеркнул он.
Впрочем, речь идет не обо всех территориях Луганской и Донецкой областей. Советник президента и лидер партии «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко говорит, что особый статус получат только те районы, которые до сих пор остаются под контролем ополченцев.
«Протокол четко определил: речь не идет об особом статусе двух областей. Там четко написано: только те районы, которые неподконтрольны украинской власти в двух областях, — напомнил политик. — Сейчас идет демаркация позиций, которые занимают украинские войска и которые сегодня украинские войска не могут занять». По оценкам самого Луценко, на особый статус может претендовать только треть территории Донбасса.
Тем временем в СНБО 11 сентября сообщили, что силы АТО отошли от границы с РФ на участке от Старобешево до Новоазовска, для того чтобы выровнять линию фронта и не допустить образования новых «котлов».
Таким образом зона, подконтрольная силам ДНР и ЛНР, расширилась.
Сейчас Киев готовится провести досрочные парламентские выборы. Согласно договоренностям, достигнутым контактной группой в Минске, Украина обязана обеспечить их проведение и в Донбассе. «Альтернативы этому не существует», — подчеркнул Порошенко. Тем временем, по данным гражданской сети ОПОРА, официальные власти смогут гарантировать нормальное голосование только в 9 из 32 округов в Донецкой и Луганской областях. В Донецкой области возможно провести выборы только в 8 из 21 округов, в Луганской — в 1 из 11 округов, считают представители организации.
Уже это заставляет предположить, что слова Луценко о том, что украинская власть полностью контролирует две трети восставших областей, были преувеличением.
Стоит отметить и то, что в самопровозглашенных народных республиках на сохранение в составе Украины не согласны ни на каких условиях. «Мы законопроекта не видели, но мы отстаиваем только независимость ЛНР, никакой статус Донбасса в составе Украины нам неинтересен», — заявил пресс-секретарь ЛНР Владимир Иногородцев. О то, что война будет продолжена, часто говорят обыватели и эксперты и в Киеве.
С другой стороны, многие убеждены, что ресурсов для продолжения боевых действий нет ни у одной из сторон. Нардеп от партии УДАР Сергей Каплин, например, считает, что особый статус для Донбасса — это начало проведения масштабных реформ на Украине, а со временем в мятежных регионах можно провести и новые референдумы, которые вернут их в состав Украины.
Политолог Андрей Золотарев настроен не так оптимистично: он считает, что договор об «особом статусе» не устроит ДНР и ЛНР, которые добиваются полной независимости от Киева. Эксперт говорит, что у проекта мало шансов на реализацию, а минские соглашения так и останутся на бумаге.
Руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук указывает на другую проблему: он не исключает, что «особый статус» «создаст существенное внутриполитическое напряжение в стране». Причин тому несколько. Во-первых, не всех в Киеве устраивает широкая автономия самопровозглашенных республик. Во-вторых, не всем понравится сотрудничество центральных властей с чиновниками и депутатами, представляющими ЛНР и ДНР. Наконец, в-третьих, такая автономия может стать своеобразной резервацией.
Попутно на Украине растет число экспертов, считающих, что куда логичнее со стороны Порошенко было бы объявить зону, занятую ополчением, временно оккупированной территорией.
По мнению директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балы, это дало бы Киеву возможность не признавать ЛНР и ДНР в качества субъекта власти и избежать неприятного прецедента.
Правда, это фактически сделало бы Донбасс независимым от центра, а как показывает постсоветский опыт, в «оккупированном» статусе подобные анклавы могут существовать годы и десятилетия.
Есть и радикальные сторонники продолжения боевых действий. Бывший соратник Луценко, идущий на выборах в компании «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, Тарас Стецькив выступает категорически против «особого статуса» для Донбасса. Он считает, что это означает капитуляцию и «поражение Украины в противостоянии с Россией». По его мнению, нужно продолжать военную операцию до тех пор, пока российские войска не будут «выведены или разгромлены».
Между тем, по данным Украинского института социальных исследований имени Александра Яременко, в конце августа 34% украинцев считали, что АТО следовало бы продолжать, а переговоров ждали 54%.
Но пока неясно, как будут восприняты предложения по «особому статусу» и как они отразятся на результатах президентской коалиции на октябрьских выборах.
Впрочем, руководитель ПЕНТА-центра Владимир Фесенко не верит, что «Порошенко позволит сделать из Донбасса российский анклав, он ведь не враг себе». Кроме того, эксперт убежден, что если в законопроекты будут заложены «чрезмерные вольности для Донбасса», то Верховная рада может за него и не проголосовать.
Фесенко не исключает, что на занятой сепаратистами территории может появиться «квазигосударство» без полноценной экономической базы, которое к тому же будет находиться в зоне «не мира и не войны».