В преддверии каждых президентских выборов белорусский президент традиционно поднимает тему коррупции, которая помогла ему прийти к власти еще в 1994 году. За год до очередного голосования в Белоруссии вновь активизировалась антикоррупционная риторика. 11 августа Лукашенко анонсировал проект нового закона по борьбе с коррупцией. Вскоре он был опубликован для общественного обсуждения, в качестве автора законопроекта указана Генеральная прокуратура. Принять закон «О борьбе с коррупцией» предполагается на осенней сессии белорусского парламента.
Всего за 20 лет правления Лукашенко подписал 67 законов и различных нормативных актов, направленных на борьбу с коррупцией. Нынешний, 68-й по счету, закон, однако, предусматривает более жесткие меры, чем любой из предыдущих.
Дмитрий Костюкевич, и.о. начальника управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Генпрокуратуры Белоруссии, так прокомментировал законопроект: «Мы взяли из международного опыта то, что можно взять применительно к нашему законодательству. Достаточно революционная, по нашему мнению, заложена позиция в проект закона об изъятии имущества, приобретенного за коррупционные доходы».
Речь идет о том, что после принятия закона ежегодно декларировать доходы и имущество должны будут не только должностные лица, занимающие ответственное положение, и лица, поступившие на госслужбу путем избрания, но и совместно с ними проживающие супруги, дети и близкие родственники. Если при проверке деклараций выявится явное превышение стоимости имущества и иных расходов над доходами, которые получены из законных источников, имущество может быть по иску прокурора безвозмездно изъято или взыскано по решению суда в доход государства.
Фактически следователям даже не придется проводить дополнительного антикоррупционного расследования — достаточно самого обнаруженного несовпадения.
Как считает экс-председатель Верховного совета Белоруссии генерал-лейтенант милиции в отставке Мечислав Гриб, такой подход нарушает прописанную в конституции страны презумпцию невиновности. Да и в целом очередное переписывание законов без переформатирования власти не приведет к снижению коррупционных преступлений, убежден он.
Также по новому закону, если чиновник дискредитировал себя на прежнем месте, он в дальнейшем не сможет занимать ответственный пост – в том числе и в коммерческих структурах, не связанных с государством. Кроме того, после принятия закона белорусский госслужащий, идя на преступление, будет рисковать и своей будущей пенсией.
Общественное обсуждение законопроекта развернулось на фоне целой серии демонстративных и громких коррупционных дел.
Так, несколько дней назад верхняя палата белорусского парламента лишила неприкосновенности сенатора Анну Шарейко, после чего она была задержана. Она руководила образцовой Витебской бройлерной птицефабрикой и совершенно неожиданно стала фигурантом уголовного дела.
Ситуацию разъяснили в Генпрокуратуре. «В июне Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело в отношении ряда должностных лиц ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» по фактам злоупотребления ими служебными полномочиями, – сказано на сайте ведомства. – Установлено, что они на протяжении нескольких лет, будучи в составе конкурсной комиссии, принимали решения о закупках кормов и кормовых добавок у иностранной коммерческой структуры по завышенным ценам, что повлекло причинение птицефабрике ущерба в сумме более 4 млрд руб. ($385 тыс. – «Газета.Ru»). Незаконные указания членам комиссии, дабы победителем выступила конкретная иностранная компания, давала именно гражданка Шарейко. С владельцами фирмы, говорят в прокуратуре, она дружила. Шарейко признана подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424 УК (злоупотребление служебными полномочиями). 15 августа в ее отношении применена мера пресечения в виде заключения под стражу. В результате незаконных действий Шарейко А.В. в короткие сроки осуществила строительство дорогостоящего коттеджа площадью 240 кв. метров, приобрела дорогую бытовую и электронную технику, обеспечила себе материальное благополучие в будущем».
Анна Шарейко стала уже вторым сенатором, лишенным неприкосновенности, задержанным по коррупционному делу. Месяц назад то же самое произошло с сенатором Виталием Костогоровым, известным могилевским бизнесменом.
Кроме того, на минувшей неделе Александр Лукашенко лично поручил возобновить и активизировать расследование уголовного дела по Березовской ГРЭС. Посещая реконструируемую электростанцию, глава Белоруссии заявил перед телекамерами: «Мы на всю катушку спросим (с чиновников. – «Газета.Ru»). Это для того, чтобы считали государственные деньги. Потому что все затраты ложатся тяжелейшим бременем на население, в большей степени на реальный сектор экономики».
Отличительная особенность коррупции в Белоруссии – ее умеренность. Тот же Лукашенко в 1993 году обеспечил себе политическую карьеру, опубликовав «антикоррупционный доклад». После него своего поста лишился первый глава страны Станислав Шушкевич – Лукашенко обвинил его… в краже ящика гвоздей для дачи. И этого оказалось достаточно, причем то обвинение так и не было доказано.
После того как в конце 90-х в Белоруссии оказались в прямом смысле слова «повыбиты» организованные преступные группировки, пределом коррупционных мечтаний белорусских чиновников стало «наворовать на коттеджик под Минском». И только самые высокопоставленные стараются использовать свое положение для того, чтобы, скажем, отправить своих детей учиться и жить за рубеж.
В результате обстановку с коррупцией в Белоруссии трудно назвать напряженной. По официальным данным, в 2013 году в Белоруссии было зарегистрировано 2301 коррупционное преступление, а за первый квартал текущего года – более 550 таковых.
По итогам 2013 года Белоруссия заняла 123-е место среди 177 стран в рейтинге восприятия коррупции, составленном авторитетной международной организацией Transparency International. Рейтинг соседей: Польша — 38-е место, Литва — 43-е, Латвия — 49-е, Россия — 127-е, Украина — 144-е. Правда, ситуация ухудшается: в 2004 году Белоруссия в этом рейтинге находилась на 74-м месте.
По мнению большинства оппозиционных белорусских политиков, принятие в конце года демонстративно жесткого антикоррупционного закона прямо связано с предстоящими в ноябре 2015-го президентскими выборами. Так, глава Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько в интервью «Интерфаксу» высказал уверенность в том, что законопроект «О борьбе с коррупцией» станет одним из инструментов во время президентской кампании. «Я уверен, что это напрямую связано с предстоящей президентской кампанией и недоверием населения к чиновникам. Лукашенко хочет дистанцироваться от плохих и непопулярных чиновников, – сказал Лебедько. – Во вторых, это связано с украинскими событиями. Лукашенко хочет дистанцироваться от Януковича и тех печальных результатов, которые экс-президент Украины имел. А это было напрямую связано с темой коррупции».
Как считает Анатолий Лебедько, ближе к президентским выборам следует ожидать появления громких «коррупционных» дел.
«Конечно, здесь будет некий дискомфорт для чиновников, потому что если есть кампания по борьбе с коррупцией, то одними словами здесь не обойдется. Должен быть список «жертвенных баранов». Список жертв. И они должны быть из разных частей номенклатуры – из судейского корпуса, из силовых структур, из депутатов, – говорит лидер ОГП. – Это будут достаточно крупные чиновники. Ведь нужно убедить народ, что власть намерена серьезно бороться с коррупцией. Словами здесь не обойтись – придется жертвовать своими людьми. Я уверен, что уже составлен список и мы будем иметь еще не одно громкое разоблачение».
Есть вопросы и к эффективности предлагаемых Лукашенко антикоррупционных мер.
«Проблема шире прямого получения материальной выгоды либо преференций. Как, например, расценивать трудоустройство родственников высокопоставленных чиновников на должность, уровень оплаты по которой явно превышает средний по рынку труда? Что делать с трудоустройством близких родственников и членов семьи чиновников, которые по своему статусу связана с принятием важных, в том числе и в области нацбезопасности решений, в иностранные коммерческие и некоммерческие организации? – задается вопросом руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. –
В предыдущую оттепель между Минском и Брюсселем родственники некоторых высокопоставленных чиновников получили серьезные суммы в виде грантовой поддержки различной деятельности: медицинской, гуманитарной, культурной, экологической и т.п. Но очевидно, что такими путями создается сеть агентов влияния и приобретаются источники информации внутри госаппарата. То же можно сказать и о практике стажировок и обучения за рубежом детей высокопоставленных чиновников на безвозмездной основе. Насколько такие вещи допустимы в принципе?»
По мнению эксперта, отдельно следует остановиться на институте сожительства (гражданский брак), который не признается белорусскими законами.
«Получается, что все ограничения, касающиеся бизнес-деятельности супругов чиновников, могут легко обходиться путем простого расторжения официального барка с сохранением брачных отношений де-факто, – считает Поротников. – А как поступать с содействием бизнес-интересам любовников/любовниц чиновников?
Так что проблема не в законодательстве, проблема в отсутствии политической воли для борьбы с коррупцией».