На фестиваль тыквы в БМП
«Есть большая разница между нашими армейскими частями и нашими правоохранительными органами, и мы не хотим, чтобы эти различия исчезали. Это противоречит нашим традициям», — заявил Обама после встречи с группой своих советников в Белом доме.
События в Фергюсоне, во время которых вооруженных местных полицейских было легко спутать с военными, заставили американское общество заговорить о «милитаризации» полиции. Снабжение американской полиции различными типами армейского вооружения и техники осуществлялось на протяжении нескольких лет благодаря сотрудничеству полиции и Пентагона.
Несколько десятков тысяч человек подписались под опубликованной на сайте Белого дома петицией с требованием к президенту и членам конгресса отменить действие программы Пентагона. Как отмечают эксперты, против милитаризации полиции выступают представители как левого, так и правого политического флангов.
По информации Washington Post, только за последний год военные передали полицейским технику и оружие на сумму в $500 млн. В военном ведомстве существует специальная программа, которая позволяет министру обороны безвозмездно передавать ненужное вооружение федеральным и местным полицейским силам.
Всего, с начала действия этой программы в 1997 году, полиции было передано военной техники и снаряжения на сумму в $4,3 млрд.
Программа, например, позволила полицейским получить гранатометы, которые используются для стрельбы гранатами со слезоточивым газом, и армейские автоматические винтовки AR-15. Эта самозарядная винтовка в армейской модификации, обладающая большой убойной силой, все чаще используется полицией вместо традиционных пистолетов «Кольт» или «Беретта».
Также в распоряжении полиции оказались армейские бронированные автомобили, которые используются в Ираке и Афганистане для защиты пехоты и имеют защиту от мин. Они полюбились полицейским из-за своего устрашающего вида, а также потому, что демонстрантам очень сложно их перевернуть.
Обоснованием для принятия этой программы стала усилившаяся в 90-е годы борьба полиции с хорошо вооруженными наркоторговцами. Однако, как отмечает американская печать, ситуация с излишним вооружением полиции порой доходит до абсурда.
Так, например, начальник полиции одного из небольших городков с населением в 23 тыс. человек использовал тяжелые бронемашины для патрулирования во время фестиваля тыквы.
Стоит отметить, что попытки добиться отмены программы по передаче военного вооружения полиции предпринимались и до событий в Фергюсоне. В июне с законодательной инициативой на этот счет выступил конгрессмен Алан Грейсон, представляющий Демократическую партию США.
Однако его законопроект не был поддержан коллегами. Как заявил один из проголосовавших против, мотивацией была забота о местных полицейских силах, не получающих достаточного финансирования.
Сваттинг против Джастина Бибера
В США, в отличие от большинства стран Европы и России, нет общенациональной полиции в прямом смысле слова. Полицейские, общее число которых достигает полумиллиона человек, находятся в юрисдикции штатов. Выходя на патрулирование, полицейский, как правило, имеет при себе один из многочисленных видов резиновых дубинок, а также пистолеты «Кольт» или «Беретта». Для нейтрализации хулиганов полиция может применять электрошокеры. С собой у стражей порядка также противогазы и баллоны с газом.
Американские полицейские имеют право приобретать собственное оружие, однако оно должно стоять на вооружении у департамента, в котором они служат: как правило, это пистолеты системы «Глок», «Беретта», «Смит-Вессон», а также автоматические винтовки M-14 и М-16.
Штаты поделены на графства, жители которых выбирают себе шерифов. Те вместе с подчиненными имеют право вести небольшие расследования происшествий в округе, задерживать преступников, проводить дознания и конвоировать подозреваемых. Вооружение шерифов мало отличается от вооружения полицейских сил: при себе у них винтовки М-16, а также пистолеты.
Лучше всего оснащены специальные полицейские силы SWAT, что расшифровывается как «Специальное оборудование и тактика». Ближайшим аналогом этих сил в России является специальный отряд быстрого реагирования (СОБР). В связи с тем, что эти полицейские силы используются, в частности, для проведения контртеррористических операций — освобождения заложников и штурма зданий, — на вооружении у них как автоматические винтовки и автоматы, так и снайперское оружие. Передвигаются бойцы этих подразделений на бронированных машинах.
Операции SWAT весьма зрелищны, их часто экранизируют и показывают в кино, и в США есть даже термин «сваттинг»: ложные вызовы полицейских с наводкой на преступников или для освобождения якобы захваченных заложников. Жертвами сваттинга становились, в частности, такие знаменитости, как Том Круз и Джастин Бибер, в дома которых врывались полицейские.
Между тем многие военизированные акции SWAT заканчивались печально: по данным американского исследователя Радлея Балко, который занимался изучением вопроса милитаризации полицейских сил, во время рейдов SWAT только за последние годы погибло по меньшей мере 50 человек.
Россияне со старым добрым «макаровым»
В отличие от США, в России более четко разграничены понятия личного и служебного оружия. Так, например, полицейский не имеет права сам приобрести огнестрельное оружие в качестве служебного и пользуется казенным «стволом». Однако вместе с тем полицейский теоретически может брать на службу свое личное травматическое или охотничье оружие, которое он приобрел на законных основаниях. «Никто не может запретить полицейскому брать с собой на дежурство свой личный «травмат», — подтвердили «Газете.Ru» в МВД.
В настоящий момент вооружение сотрудников МВД сильно зависит от подразделения и его задач. Так, рядовые полицейские по-прежнему, несмотря на многочисленные новости о грядущем перевооружении, служат с табельными ПМ — пистолетом Макарова.
Также на вооружении полицейских — пистолеты-пулеметы «Кедр», разработанные оружейником Евгением Драгуновым в начале 90-х годов. «Кедр» стреляет тем же патроном калибра 9х18 мм, что и пистолет Макарова, и используется, в частности, патрульно-постовой службой.
Более серьезным вооружением полицейских является укороченный автомат Калашникова АКС74У калибра 5,45 мм.
Особняком стоит спецназ МВД и ОМОН. Их вооружение уже ближе к армейскому — пистолеты-пулеметы 9А-91, ПП-19 «Бизон», пулеметы, гранатометы, снайперские винтовки СВД и «Винторез». Также спецподразделения МВД используют специально оборудованные микроавтобусы, автобусы и грузовые автомобили различных типов, а также бронетранспортеры БТР-60, БТР-70 и БТР-80. Сотрудники этих подразделений используют во время спецопераций маски, а ОМОН, в частности, привлекается для подавления несанкционированных митингов.
Наконец, самым военизированным сегментом МВД являются внутренние войска. В их распоряжении, кроме всего вышеперечисленного, — подводные пистолеты и пулеметы, широкий спектр снайперских винтовок и пулеметов, бронетанковое вооружение и нелетальное оружие — например, электрошок АИР-107У. Внутренние войска также привлекаются для охраны порядка во время массовых акций — как разрешенных, так и незаконных.