«Силы антитеррористической операции готовятся к финальной стадии освобождения Донецка. Наши силы полностью отрезали Донецк от Луганска. Мы работаем над освобождением обоих городов», — сказал представитель информационно-аналитического центра СНБО Украины Андрей Лысенко. Он также предложил жителям городов, подконтрольных ополченцам, как можно скорее эвакуироваться, пообещав предоставить «любой возможный транспорт».
Между тем в понедельник Москва объявила о том, что готовится оказать гуманитарную помощь Донбассу под эгидой Международного Красного Креста.
Как сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, все детали согласованы с руководством Украины.
Со стороны Киева эта информация пока не подтверждена, но ранее на официальном сайте Петра Порошенко появилось сообщение о том, что председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу «поддержал инициативу президента Украины по гуманитарной миссии».
Стоит напомнить, что на исходе прошлой недели тема гуманитарной помощи еще раз всколыхнула конфликт. Тогда официальный Киев заявил, что под видом гуманитарного конвоя на территорию Украины планировали вторгнуться российские войска. Москва устами Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Владимира Путина, эти обвинения опровергла. Сейчас можно рассчитывать на то, что миссия обойдется без эксцессов.
Дипломатические договоренности достигаются на фоне продолжения боев. В последние недели командование АТО ставит на тактику прорыва фронта механизированными бригадами. Ополченцы, в свою очередь, навязывают бои флангам прорвавшихся колонн для восстановления фронта. Наступление идет по четырем направлениям: Донецк и Луганск, а также по линиям Алчевск — Стаханов и Торез — Снежное, которые связывают форпосты ополченцев. Наиболее острая обстановка сложилась около городов Иловайск, Шахтерск, Снежное, Красный Луч, Горловка. Центром боев последних дней стали Красный Луч и Шахтерск.
Если Киев отобьет эти населенные пункты, через которые проходит трасса Н21, это позволит окончательно отрезать Донецк от резервов и гуманитарных колонн с Луганщины.
Надеется украинская армия закрепиться и в Миусинске, что к югу от Красного Луча на той же трассе.
В выходные острые бои шли также в Иловайске. Взятие этого населенного пункта на востоке от Донецка, с одной стороны, позволит украинским войскам сузить коридор, связывающий город с Луганском, а с другой — еще больше сузить кольцо вокруг самого Донецка. Правда, создание плотного кольца вокруг миллионной агломерации потребует гигантского количества сил, так что даже через такую осаду, скорее всего, ополченцы смогут снабжать город.
Кроме того, АТО постепенно берет полный контроль над высотой Саур-Могила, с которой простреливаются территории, занятые ополчением к востоку Донецка. В свое время, закрепившись здесь, ополченцы замкнули котел, в котором оказалась крупная группировка украинских войск. Именно после отступления и сдачи подразделений, угодивших туда, снизилась интенсивность боев в Луганской области. Между тем в самом областном центре ситуация хуже, чем в Донецке.
Численность украинской военной группировки недостаточна для скоротечного штурма города, а сил ополченцев не хватает на взятие луганского аэродрома.
Руководитель фонда землячества Донбасса Александр Ферберт заявил, что обстановка в Луганске тяжелее, так как бомбить его стали раньше.
«На сегодняшний день в Донецке еще более или менее. Те машины, которые оттуда приезжают – в основном по заявке — продукты питания и медикаменты. По Луганску ситуация гораздо хуже. В Луганске уже три недели нет ни воды, ни света, там ситуация очень серьезная как экологическая, так и санитарно-эпидемиологическая. Понимаете, воды нет никакой – ни питьевой, ни технической. Поэтому не то что приготовить еду — в туалете нечем слить (по сообщениям представителей ЛНР, вода в город завозится машинами-водовозами и раздается бесплатно; правительство ЛНР запретило ее продавать). Перестали работать кареты скорой помощи и пожарные машины, потому что нет бензина. Люди прячутся по бомбоубежищам, потому что транспорта нет, а транспорта нет, потому что нечем его заправить», — рассказал глава фонда.
Ферберт координирует доставку гуманитарной помощи в осажденные города, и, по словам его водителей,
«поток машин из города, забирающих гуманитарную помощь стремительно уменьшается, так выбираться становится все труднее».
Через три месяца после референдума о независимости самопровозглашенных республик их территория составляет меньшую часть совокупной территории Луганской и Донецкой области. Территория АТО быстро сокращается. Однако, несмотря на то что киевское руководство анонсирует скорую победу, командир батальона «Донбасс», например, говорит, что на «зачистку» Донецка может уйти не менее полутора месяцев.