Расширение списка физических лиц, которым запрещено пересекать границы Европейского союза и чьи активы на его территории будут заморожены, затронуло как видных представителей российской властной элиты, так и деятелей ополчения в Донбассе. Среди фигурантов — глава Службы внешней разведки Михаил Фрадков, директор ФСБ Александр Бортников, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев и его заместитель Рашид Нургалиев, глава Чечни Рамзан Кадыров. В список также вошли член Совета безопасности Росcии Борис Грызлов, руководитель 5-й службы (оперативной информации и международных связей) ФСБ Сергей Беседа, депутат Госдумы от фракции ЛДПР Михаил Дегтярев и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.
Украинских сепаратистов в черном списке представляют народный губернатор Донбасса Павел Губарев, его жена Екатерина, которая сейчас работает министром иностранных дел самопровозглашенной ДНР, заместитель министра обороны ДНР Игоря Стрелкова Федор Березин, президент самопровозглашенной республики Новороссия Валерий Кауров, помощник Стрелкова Сергей Здрилюк, экс-шеф госбезопасности Приднестровья, а ныне первый вице-премьер ДНР Владимир Антюфеев.
Однако этот запрет вряд ли станет серьезной проблемой как для российских чиновников, так и для руководства непризнанных республик. Росcийским силовикам МИД еще в апреле рекомендовал не посещать страны, которые заключили с США договоры об экстрадиции. А в МВД еще в марте был введен запрет на выезд сотрудников, которые имеют высокую степень допуска к гостайне и служебной тайне.
Что же касается лидеров ополчения, то они и так фактически находятся вне правового поля, поэтому санкции им не страшны.
В санкционный список ЕС угодили как политические образования — обе самопровозглашенные республики украинского юго-востока, Луганская и Донецкая, самопровозглашенное Федеративное государство Новороссия — так и воинские формирования: казачий Международный союз общественных объединений «Всевеликое войско Донское», «Соболь», «Луганская гвардия», «Армия Юго-Востока», «Народное ополчение Донбасса» и батальон «Восток».
Отдельно в запретительном перечне европейцы прописали предприятия Крыма, которые, по их мнению, были незаконно выведены из собственности украинского государства. Это Керченская паромная переправа, Севастопольский и Керченский морские торговые порты, республиканская авиакомпания «Универсал-Авиа», санаторий «Нижняя Ореанда», Азовский ликероводочный завод, производители вин «Массандра» и «Магарач», завод шампанских вин «Новый свет».
В Вашингтоне считают эти действия европейских партнеров недостаточными и требуют усилить давление на Россию.
На этой неделе Барак Обама заявил, что катастрофа малайзийского Boeing на Украине может подтолкнуть Евросоюз к введению более жестких санкций против России.
«Как это ни прискорбно, катастрофа самолета «Малайзийских авиалиний», который, вполне возможно, был сбит представителями негосударственных структур, получавшими от российского правительства чрезвычайно мощные вооружения, может привести к тому, что наши европейские партнеры ужесточат свою позицию», — сказал американский лидер в эфире телекомпании CNBC.
«Мы знаем, что самолет «Малайзийских авиалиний» был сбит ракетой, запущенной с территории, контролируемой пророссийскими сепаратистами..., — заявил в пятницу пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. — В этом регионе сами украинцы в этот момент не использовали противовоздушные вооружения... Поэтому мы пришли к выводу, что Владимир Путин и русские виновны в этой трагедии».
Российское внешнеполитическое ведомство в субботу выступило с резким заявлением в адрес Вашингтона.
«Судя по неослабевающей кампании клеветы в адрес России, организованной американской администрацией, там все больше полагаются на откровенную ложь в проведении своей внешней политики. Взять хотя бы новые заявления пресс-секретаря президента США, напрямую обвинившего нашу страну в гибели над Украиной лайнера «Малайзийских авиалиний»», — говорится в сообщении.
В ведомстве отмечают, что в связи с заявлениями США возникают вопросы к самой американской стороне.
«Прежде чем назначать «виноватых», США следовало бы ответить на 10 вопросов Минобороны России и 22 вопроса, сформулированных по линии Росавиации. Почему же в Вашингтоне молчат? Видимо, потому, что ответить нечего. Или потому, что ответ сводится к одному слову – «санкции», — говорится в заявлении.
МИД также отметил, что США продолжают «подталкивать Киев к силовому подавлению недовольства русскоязычного населения». «Вывод один: Администрация Обамы несет свою меру ответственности за внутренний конфликт на Украине и его тяжелые последствия», — отмечается в заявлении.
Что же касается санкций, введенных в ночь на субботу Евросоюзом, то МИД РФ заявил, что «в очередной раз пойдя на поводу у Вашингтона по вопросу о дополнительных антироссийских санкциях, ЕС выступил в качестве «унтер-офицерской вдовы», фактически поставив под угрозу международное сотрудничество в области безопасности». «Евросоюз окончательно сел «на иглу» Вашингтона и киевских сказок относительно событий, происходящих на Украине, лишив себя альтернативного, причем объективного, источника информации», — подчеркивается в заявлении.
«Европейцам следует понять, что они должны ответить на действия Владимира Путина, — заявила, в свою очередь, в интервью CNN экс-глава Госдепартамента Хиллари Клинтон. — Нам следует усилить санкции до уровня, который требуется. США продолжают идти по этому пути вперед, в то время как Европа делает это неохотно».
Такое усиление может произойти во вторник, когда страны — участницы ЕС будут рассматривать предложенный Еврокомиссией пакет секторальных санкций против России.
Руководитель департамента политологических программ Центра политтехнологий Алексей Зудин полагает, что Европа будет и дальше следовать избранной тактике персонифицированных санкций, не переходя к секторальным ограничениям, несмотря на давление Вашингтона.
«Перехода к секторальным санкциям до сих пор нет. Европа идет по старому пути санкций в отношении конкретных людей, ущерб от которых минимален. Это говорит в том числе о том, что попытка использовать катастрофу малайзийского «Боинга» в антироссийских целях полностью провалилась. Будут ли введены санкции во вторник, сказать пока сложно. Но никаких новых оснований для ужесточения политики в отношении России нет», — подчеркивает политолог.
Зудин отмечает, что сейчас просматривается другой вариант, когда наиболее близкие сателлиты Вашингтона под его давлением в одностороннем порядке идут на расширение различного рода санкций.
Первые санкции в отношении России Евросоюз ввел после присоединение Крыма в марте. Тогда ограничительные меры были введены в отношении премьера Крыма Сергея Аксенова, главы госсовета Владимира Константинова, главы российского черноморского флота Александра Витко и нескольких депутатов Госдумы. Затем черный список несколько раз расширялся, однако продолжал сохранять свой персонифицированный характер.