Об аресте Штепы сообщил сайт украинского МВД. Помимо покушения на территориальную целостность страны украинские чекисты подозревают Штепу в пособничестве вооруженным боевикам и террористическим группам на территории Славянска и Славянского района. «Мы пока никакой дополнительной информацией не располагаем», — пояснили «Газете.Ru» в МВД Украины.
Нелли Штепа представляла Партию регионов и была городской головой Славянска с 2010 года по 30 апреля нынешнего, когда городской совет Славянска уволил ее в связи с отказом от полномочий. Однако от работы она была фактически отстранена еще раньше: после того как 13 апреля народным мэром города провозгласил себя Вячеслав Пономарев.
Это случилось на следующий день после масштабного митинга в центре Славянска, когда сторонники независимости ДНР захватили несколько административных зданий и потребовали проведения референдума о самоопределении. Нелли Штепа тогда поддержала их требования. «Они выдвигают требования о референдуме. Мы выступали с этими предложениями к украинским властям. Жители города нас также поддерживают, они собираются около здания. Весь город встал щитом, защищая этих ребят», — говорила она.
Но после провозглашения Пономарева народным мэром она покинула Славянск и в интервью украинским СМИ открестилась от своих слов. «Я действовала в условиях, когда у меня было 278 заложников, и все, что было сделано, — это было сделано, чтобы этих заложников отпустили, — разъясняла она свои действия. — Я все свои действия координировала с Киевом, с Донецком».
Буквально через пару дней в эфире «Дождя» она обвинила ополченцев в захвате и разгроме горисполкома.
Причем в этом интервью она сообщила, что уже вернулась в город. А уже 27 апреля в интервью «Комсомольской правде» Штепа обратилась к российскому президенту, причем с просьбой о защите от украинцев. «Я прошу Владимира Владимировича как единственная женщина-мэр. Зайдите в этот город, станьте и защитите меня». 9 мая Штепа с трибуны поздравила жителей с Днем Победы и призвала их прийти на референдум 11 мая о независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.
А в середине июня Штепа стала заместителем уже нового народного мэра Владимира Павленко, который сменил Пономарева, арестованного по обвинению в хищениях гуманитарной помощи. По утверждению ее родни, бывшую градоначальницу силой удерживали в здании горисполкома. 7 июля, после установления контроля над Славянском, украинские военные сообщили об освобождении бывшей чиновницы из заключения.
Жительница Славянска, недавно бежавшая из города, на условиях анонимности рассказала некоторые подробности о жизни при Штепе. Согласно ее рассказу, градоначальница действительно более или менее успешно вела хозяйство города в течение последних двух лет: занималась дорогами, строила водоканал.
«Когда пришли ополченцы, она пыталась стать «и нашим и вашим». Сначала была за ДНР, потом, когда в Киеве ее раскритиковали, она стала отказываться от сотрудничества с ополченцами, дальше снова стала проявлять лояльность России. Когда на хозяйство пришел Пономарев, она будто исчезла из города. Говорят, что она была у ополченцев в плену, но я этому не верю — никто ее в плен не брал, она нормально жила.
Во время обстрела моя подруга застала ее в бомбоубежище под исполкомом. Следов пыток, избиений на Штепе она не видела. Когда моя подруга спросила, а кто же будет восстанавливать город, бывший мэр ответила: «Только не я». По моим ощущениям, она искренне поддерживала ДНР, но ее запугало украинское правительство. Судить ее нельзя, это нонсенс, каждый человек должен высказывать свое мнение, если в Украине есть свобода слова».
Стоит отметить, что благодаря своему эксцентричному поведению Штепа стала широко известна на Украине еще до драматичных событий последних месяцев. Незадолго до избрания мэром Славянска весной 2010 года она вышла замуж за собственного водителя Алексея Артамонова, который младше на 15 лет. «Я самая счастливая девушка», — говорила она тогда. Позднее она шокировала сограждан и коллег своими кричащими нарядами и скандальными выходками.К примеру, на похороны бывшего премьер-министра Крыма Василия Джарты она пришла в гламурном ярко-синем платье. А также назвала сукой журналистку на пресс-конференции, посвященной первым 100 дням ее работы на посту мэра Славянска.