В письме, отправленном представителем Ирака генсеку ООН Пан Ги Муну в среду — его цитирует Reuters, — говорится о том, что 40 кг урана похищено исламистами из захваченной ими университетской лаборатории в городе Мосуле. Ядерные материалы использовались университетом для проведения научных экспериментов.
В письме содержатся просьбы о привлечении международной помощи к поиску материалов, которые могут быть потенциально использованы террористами в Ираке или за рубежом.
«Эти ядерные материалы, несмотря на столь малое их количество, могут дать террористическим группам, при наличии определенного опыта, возможность использовать их как отдельно, так и в комбинации с другими для проведения террористических актов», — говорится в письме, отправленном руководству ООН представителем Ирака при этой организации Мухаммедом аль-Альхакимом.
В то же время, как сообщает ВВС, специалисты, знакомые с ситуацией, считают, что речь идет о необогащенном уране, который не может быть использован для создания ядерного оружия.
В свою очередь, для изготовления так называемой грязной бомбы нужен обедненный уран, который также невозможно изготовить в кустарных условиях.
Таким образом, самого урана мало — нужны технологии его обработки.
«Получение делящихся материалов оружейного качества представляет наиболее сложную задачу для террористов, поскольку ни одна террористическая организация не имеет научно-технических возможностей, необходимых для обогащения урана и наработки плутония в нужном количестве. Кроме того, для приобретения на черном рынке делящихся материалов оружейного качества в требуемом количестве нужно предложение, которого в настоящее время нет», — писал координатор программы «Проблемы нераспространения» в Московском центре Карнеги Петр Топычканов в статье, опубликованной на сайте Российского совета по международным делам в январе этого года.
МАГАТЭ поспешило заявить, что использованные Ираком ранее ядерные вещества имеют низкие токсические свойства, а потому захваченные исламистами материалы не представляют серьезной угрозы.
В свою очередь, эксперт ПИР-Центра в области нераспространения атомного оружия Антон Баклицкий считает, что уран, находящийся в университете, все-таки теоретически может быть использован для изготовления «грязной бомбы». «Особенной практической пользы в ходе боевых действий это не принесет, однако даже сама информация о том, что такая бомба была применена, может вызвать большую панику». Он отметил, что сведения об уране из университета достаточно скудны и речь может идти о низкой степени обогащенности — до 3%.
Известно, что Саддам Хусейн пытался начать собственную ядерную программу, но так и не достиг успеха. В то же время страна располагала значительными запасами химического оружия, которое использовалось во время ирано-иракской войны, однако впоследствии они были уничтожены. Утверждение о наличии у Хусейна больших запасов оружия массового поражения стало поводом для американской интервенции в 2003 году. Впоследствии оно оказалось ложным.
Ранее иракские власти сообщили, что боевики также смогли завладеть предприятием, на котором производились химические боеприпасы. Хотя фабрика, которая находится к северо-востоку от Багдада, давно не действует, а оборудование демонтировано, на ней могут храниться остатки боеприпасов с зарином, приведенных в небоевое состояние.
При этом США и руководство ООН и в этом случае пребывают в уверенности, что использовать их боевики не смогут.
Захваты же боевиками обычных вооружений уже стали в Ираке в последнее время обычным делом.
Потенциально боевики «Исламского государства (организация запрещена в России) могли бы получить химическое оружие из соседней Сирии, где также действуют их отряды, однако ранее оно было вывезено из этой страны под контролем наблюдателей ООН.
К слову, в среду глава МИД Великобритании Вильям Хейг подтвердил информацию ВВС о том, что в создании сирийской программы химического оружия принимали активное участие британские фирмы.
Британский премьер заявил, что речь идет о нескольких сотнях тонн различных химикатов, которые были поставлены в Сирию легально для нужд фармацевтической и химической промышленности 1980-е годы, однако могли быть использованы для изготовления зарина — основного компонента химоружия.