Четыре человека получили ранения в результате стрельбы из травматического оружия. По данным ГУ МВД Киева, всем пострадавшим оказали первую помощь, после чего они покинули больницу. «Сейчас обстоятельства стрельбы проверяются. Ведь официально о ранении в милицию от пострадавших не поступало ни одного сообщения. Информация о происшествии внесена в журнал единого учета сообщений о правонарушениях», — говорят в городском управлении милиции.
Что именно произошло этой ночью, не очень понятно. В центральной раде «сотен» Майдана (ЦРСМ) — органе власти, управляющем Майданом коллегиально, — говорят, что стрельба была провокацией, цель которой — дискредитировать революционеров. «Нападавшие закрывали лица балаклавами. По тревоге «сотни» отогнали нападавших, но не исключен новый штурм до утра», — говорится в сообщении ЦРСМ.
Действительно, этой ночью почти все активисты были на ногах. При этом очевидцы утверждают, что за все это время в районе конфликта не было замечено ни одного сотрудника милиции.
Вряд ли речь идет о провокациях в отношении майдановцев и тем более о том, что они могли быть организованы властью. В рядах митингующих, которые решили не уезжать с Майдана после бегства Януковича, уже давно зрел раскол. Часть оставшихся здесь людей приняли предложение власти переехать в санаторий за городом, для того чтобы была возможность возобновить автомобильное движение на Крещатике. Другая обвиняет власти во всех грехах и обещает стоять до конца. Отношения между двумя группами активистов в последнее время стали особенно напряженными, признают участники событий.
«Майдан должен оставаться, но не в центре Киева. Если будет необходимость, ничто не помешает нам потом собраться здесь снова», — заявил «Газете.Ru» активист средних лет из Винницы Сергей.
А вот называющий себя коренным киевлянином Владислав уверен, что менять местоположение активистам не стоит. «Как только мы покинем Майдан, нас тут же забудут. Власть хочет избавиться от нас», — говорит он.
В конфликте, который случился этой ночью, участвовало около 20–30 человек. У многих в руках были кастеты и биты, рассказывают очевидцы. Стычки произошли сразу в двух местах — у переулков Шевченко и Гринченко.
В СМИ появлялись сообщения, что часть Майдана перебирается на территорию архитектурного комплекса «Киевская крепость», расположенного поодаль от центра города. Такое решение приняли члены самообороны Майдана, сохраняющие лояльность новым киевским властям. Многие из них говорят, что идеи Майдана уже дискредитированы, поскольку в палатках в центре Киева поселились люди, не имеющие к революции никакого отношения.
В частности, известно, что на территорию «Киевской крепости» собрались переехать две сотни «самооборонцев» и 30 палаток. Они говорят, что оборудуют на новом месте свой штаб, а на Майдане сохранят только одну палатку.
Руководитель исполнительного комитета самообороны Майдана Даниил Клех полагает, что проблема центральной площади в том, что активисты самообороны не могут следить за людьми, посещающими территорию протестного лагеря.
«Много лишних людей. Во время революции их никто не знал, а сейчас нацепили камуфляж, пришли на Майдан и пытаются наводить здесь свои порядки.
Из-за этих людей отношение киевлян к нормальным майдановцам стало ухудшаться», — рассказывает активист из Тернополя Богдан, который живет на главной площади Киева с января. По его словам, идея Кличко переселить всех в другое место правильная. «Если во власти снова начнется произвол, мы сможем вернуться сюда в любое время», — говорит он.
Тем не менее большинство здесь, очевидно, готово поддержать инициативу новых властей: почти все баррикады, установленные по периметру Майдана и на прилегающих к нему улицах, уже разобраны. Палаток здесь теперь в два раза меньше, чем было месяц-два назад.
Руководитель «третьей сотни» самообороны Александр Ярощук говорит, что переезжать надо, потому что в противном случае «нас выгонят отсюда киевляне». Таких, как Ярощук, тех, кто решил остаться, называют предателями. У него самого другое мнение: на Майдане процветает рэкет, регулярно случаются конфликты. «Если мы сейчас не уйдем, то завтра поднимутся киевляне — и мы вылетим отсюда вместе со всем Майданом», — заключил он во время собрания со своими соратниками в воскресенье.
Смогут ли активисты договориться между собой и с новой властью, пока в Киеве не знает никто. В настоящее время на Майдане продолжают находиться около 400–500 человек.