Представители Партии справедливости и развития объясняют, что символика предвыборной кампании Эрдогана — стилизованное изображение света в конце туннеля. У нее есть два лозунга: «Национальная воля, национальная сила» и «Человек нации — Реджеп Тайип Эрдоган».
Оппозиция не упустила случая обвинить Эрдогана в недобросовестном заимствовании. Рейтинг премьера по-прежнему высок, и он имеет серьезные шансы победить на президентских выборах. В случае его победы кресло премьера может занять нынешний президент страны Абдулла Гуль, который является соратником Эрдогана по партии. Выборы должны пройти в августе.
Хотя электорат Эрдогана считается консервативным и представляет стойких приверженцев исламской Турции, его обращение к стилистике предвыборной кампании Обамы не случайно.
Так считает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, специалист по Турции Виктор Надеин-Раевский. Эксперт отмечает, что, как и для провозгласившего перемены Обамы, выборы для Эрдогана — своеобразная революция: идет переориентация на консервативные исламские ценности вместо светского национализма Кемаля Ататюрка. «Это революционный подход, и Турция переживает идеологическую ломку», — говорит Надеин-Раевский. Реклама в духе Барака Обамы, который тоже в свое время провозгласил курс на перемены, показывает, что Эрдоган готов к проведению собственной «перестройки».
Эксперты отмечают, что предвыборная кампания Эрдогана всегда отличалась креативностью.
В марте большой интерес зрителей вызвала партийная реклама, показанная перед местными выборами. В коротком ролике действовала некая зловещая тень, пытавшаяся отрезать канаты, на которых крепится турецкий флаг. На помощь поспешили граждане: они создали живую пирамиду и все-таки смогли удержать знамя. Несмотря на популярность ролика, судебные органы Турции его запретили как раз за изображение турецкого флага. Согласно закону, политические партии в Турции не имеют права на использование национального флага в избирательных кампаниях.
Кроме того, наиболее ироничные зрители отметили, что ролик очень уж напоминает рекламу дезодоранта Axe, в которой толпа женщин бежит на его запах (это, в свою очередь, аллюзия на концовку фильма «Парфюмер» по роману Патрика Зюскинда).
Для Партии справедливости и развития основной площадкой для демонстрации политической рекламы является телевидение. При этом партийные активисты стараются чинить препятствия оппозиционерам, которые размещают рекламу на билбордах. В марте этого года перед выборами мэра столицы Турции Анкары действующий градоначальник, кандидат от «Справедливости и развития» не позволил оппозиции развесить плакаты в городе. Технологию ему подсказал советник Эрдогана: разговор мэра и советника впоследствии просочился в твиттер.
В марте Эрдоган добился через суд закрытия социальной сети, которой активно пользуются демонстранты, но в апреле запрет был отменен Конституционным судом.
В свою очередь, помимо твиттера политическая оппозиция прибегала и к более традиционным способам дискредитации премьера: в прошлом году оппозиционеры собрали почти $60 тыс. на покупку рекламной страницы в New York Times, где высказали свое негативное отношение к политику.