«Согласно информации, размещенной на официальном сайте возглавляемой вами организации, ее основной задачей является «защита свободы прессы и журналистов по всему миру». На протяжении многих лет «Репортеры без границ» ведут борьбу против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. Нам хотелось бы обратить особое внимание вашей авторитетной организации на массовые и систематические нарушения прав журналистов со стороны новых украинских властей, которые иногда принято именовать демократическими» — так начинается обращение к международной организации на имя ее главы Роберта Менара.
Зинченко приводит факты обстрелов и задержаний журналистов украинскими военными: «Такого грубого нарушения свободы слова и права граждан на информацию еще не знала свободная Европа в XXI столетии».
За время боевых действий на востоке Украины под обстрелами погибли итальянский фотограф Андреа Роккелли и его помощник Андрей Миронов, корреспондент украинской газеты «Вести» Вячеслав Веремий, российский журналист Игорь Корнелюк, видеоинженер Антон Волошин и оператор Первого канала Анатолий Клян.
После гибели Корнелюка и Волошина «Репортеры без границ» выразили соболезнования семьям погибших, а также потребовали от украинских властей «полного расследования» гибели российских телевизионщиков и других журналистов во время конфликта на Украине. Всего, как отмечают в организации «Репортеры без границ», с начало конфликта подверглись нападениям и получили ранения более 200 журналистов.
Однако в руководстве самопровозглашенных республик, заметно активизировавших свою медийную активность в последнее время, считают эти заявления недостаточными.
«На наш взгляд, международные НКО недопустимо спокойно и отстраненно реагируют на вопиющую ситуацию, которая складывается в области свободы слова на территории Украины. Именно поэтому «Народный фронт» обратился к генеральному секретарю «Репортеров без границ» Роберу Менару, призвав его направить представителей организации в Киев, области юго-востока и, конечно же, в Донецкую и Луганскую народные республики для постоянного мониторинга ситуации. При этом наше общественно-политическое движение готово всячески помогать представителям «Репортеров без границ» в сборе, систематизации и доведении до международной общественности всей информации о массовых нарушениях прав прессы в зоне конфликта. Да, и, кстати, не только прессы, ведь в военном конфликте страдают и гибнут мирные жители. Поэтому мы сейчас учреждаем Общественный трибунал для суда над причастными к убийствам, насилию и нарушениям прав человека», — заявил Зинченко «Газете.Ru».
Под обращением поставили подпись также члены комитета Госдумы по обороне Игорь Зотов, зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин и член СПЧ Яна Лантратова, представляющая «Молодую гвардию» «Единой России».
Зотов пояснил «Газете.Ru», что «российские журналисты под градом пуль и снарядов самоотверженно выполняют свой долг» в условиях информационной блокады киевских властей. Он подтвердил, что Комитет общественной поддержки жителей юго-востока, созданный недавно в Совете Федерации, вместе с «Народным фронтом Новороссии» намерен учредить «Общественный трибунал над киевскими карателями».
В свою очередь, коммунист Валерий Рашкин тоже не упустил возможности возмутиться двойными стандартами «Репортеров без границ», «финансируемых за счет американских внешнеполитических организаций». А Лантратова рекомендовала международным организациям «встать над сиюминутными политическими интересами» ради объективного освещения событий.
Основанная во Франции в 1985 году для защиты журналистов по всему миру организация «Репортеры без границ» финансируется благодаря пожертвованиям граждан, а также корпоративными спонсорами, такими как французская фармацевтическая кампания Sanofi-Aventis и производитель одежды Benetton. Помощь организации осуществлял и институт «Открытое общество» Джорджа Сороса.
Запрос «Репортерам» сторонники ДНР направили 30 июня и ответа пока не получили. Однако ранее глава бюро по Восточной Европе и Центральной Азии организации Йоханн Бир публично призвал власти Украины «взять на себя ответственность и уважать работу журналистов, прекратить препятствовать передвижению по стране российских журналистов и дать российским журналистам освещать события в стране». А также «прекратить задерживать тех, кто не аккредитован при правительстве в Киеве, — это не повод их арестовывать».
Как бы представители ополченцев ни пытались представить ситуацию в выгодном для себя свете, понятно, что работать на территории республик опасно не только российским журналистам. С момента эскалации конфликта в апреле ополченцы выдавливали из республик все проукраинские или даже нейтральные СМИ.
Ведущие СМИ Донецка и Луганска были «переформатированы» по одной схеме: в редакции заходили люди в камуфляже и с оружием и проводили с журналистами «разъяснительные беседы». После этого издания либо закрывались, либо полностью меняли редакционную политику.
Представителям же прессы Центральной и Западной Украины находиться на востоке страны попросту небезопасно. Зачастую их редакционное задание заканчивалось в подвалах захваченных ополченцами зданий СБУ, куда их немедленно доставляли по обвинениям в шпионаже и сотрудничестве с «Правым сектором» (организация запрещена в России). После этого журналистов, как и украинских офицеров, выменивали на пленных.
В условиях военного времени ДНР официально поставила СМИ под свой контроль. 26 июня ополченцы потребовали зарегистрировать все медиа на своей территории в десятидневный срок. Ранее в интервью «Газете.Ru» один из лидеров ДНР Денис Пушилин рекомендовал журналистам ради собственной безопасности «нейтрально освещать события и не искажать действительность».