Для принятия решения Совфеду нужно более половины от 170 голосов.
Напомним, что Путин обратился к верхней палате Федерального собрания с просьбой дать разрешение на ввод на территорию Украины 1 марта, когда крымские власти фактически уже вышли из подчинения Киеву и готовились к референдуму о статусе полуострова. Формально президент сделал это после обращения к нему парламентариев, которые, в свою очередь, внесли его после того, как думская делегация вернулась из Крыма.
Это была суббота, и заседание Совета Федерации было собрано в экстренном порядке. На нем все 90 сенаторов, которым удалось прибыть в здание на Большой Дмитровке, проголосовали за разрешение на ввод войск.
Постановление Совфеда о санкции на использование войск действовало «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». Мотивировано оно было «интересами безопасности жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников и личного состава воинского контингента Вооруженных сил РФ, дислоцирующегося в соответствии с международным договором на территории Украины (Автономная Республика Крым), в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации».
Три дня спустя Путин заявил, что вариант вхождения Крыма в состав России «не рассматривается». Но еще через два дня власти полуострова сообщили, что в бюллетене крымчанам будет предложено проголосовать за один из двух вариантов: за расширение автономии и возвращение к конституции Украины 1992 года или за присоединение к Российской Федерации.
При этом голосование было перенесено с 30 на 16 марта. Изначально оно должно было пройти 25 мая, в один день с выборами президента Украины, и касаться только вопроса возвращения конституции 1992 года.
Официально данным ему правом на ввод войск Путин так и не воспользовался. Что касается Крыма, то, по словам президента, задачей России было дать жителям полуострова свободно выразить свою волю.
«Поэтому за спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие, — заявил Путин. — Они действовали очень корректно, но решительно и профессионально». При этом глава государства не уточнил, шла ли речь о частях, уже дислоцированных в Крыму, или же о дополнительном контингенте. В том, что контингент был, обвиняет Москву Евросоюз, который ввел санкции, в частности против главы ВДВ Владимира Шаманова, якобы ответственного за переброску на полуостров российских десантников.
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов назвал решение Путина скорее символическим жестом наподобие обращения к Совету Федерации в марте.
«Это был больше символ, чем руководство к действию. Президент этим не воспользовался. Ну и отзыв — также символический жест, — считает политолог. — Россия, это было видно полтора месяца, категорически не хотела вводить войска. Такой сценарий был расценен Кремлем как поражение, ввязывание в опасный конфликт. Этот отзыв — подтверждение, что переговорный процесс имеет задачу договориться, а не тянуть время».
Именно поэтому, рассуждает Лукьянов, в переговорах участвовали весомые для сторон фигуры: Виктор Медведчук, Леонид Кучма, Олег Царев. Признание ДНР в лице Александра Бородая переговоров — также качественно новый подход в дипломатии. Переговоры начались, и стороны хотят достичь результата.
«Это уже дипломатическая попытка достичь перемирия, а не просто разговоры, — отмечает политолог. — Понятно, что, если ситуация сложится противоположным образом, вернуть санкцию на ввод войск при нынешнем Совфеде — дело нескольких часов».
При этом, по мнению Лукьянова, интересы Москвы и «народных республик» в некоторых моментах расходятся. Сепаратисты хотят сохранить своих людей во власти, но Лукьянов сомневается, что это возможно.
«Они не имеют устойчивой политической силы и опираются только на вооруженных людей, а без оружия не имеют опоры под ногами. Для России же важна пророссийская сила в украинской политике, которая создаст внутри страны залог того, что антироссийские решения будут встречать блокировку», — рассуждает Лукьянов.
Украинский политолог Вадим Карасев подтверждает: слова Путина — серьезный сигнал к мирным переговорам в трехстороннем формате в Донецке.
«Россия настроена на мир на востоке Украины, — считает он. — Кто бы что ни спекулировал насчет ставки Путина на войну, но конфликт в Донбассе ему не нужен, поскольку может перекинуться в Россию вместе с националистической вооруженной оппозицией. Западу также не нужна борьба, ведь третий уровень санкций — это полномасштабная экономическая война, финансовые потери в торговле и расходы на укрепление обороноспособности. США уже сталкиваются с проблемами в Ираке и Сирии, где ширятся вооруженные конфликты. Так что интересы Запада, России и Украины совпали».
Президент Украины Петр Порошенко назвал обращение Путина к Совету Федерации первым практическим шагом после официальной поддержки президентом России мирного плана Киева по урегулированию ситуации в Донбассе.
В то же время сотрудник представительства Донецкой народной республики в России Андрей Крамар надеется на нюанс обращения Путина: президент предложил Совфеду отменить разрешение на использование ВС России на Украине, а не на территории Луганской и Донецкой народных республик. «Это мое личное наблюдение, официальной позиции ДНР пока нет». Стоит отметить, что официально Россия самопровозглашенные республики не признает.
Несмотря на начавшиеся мирные переговоры, боевые действия на востоке страны продолжаются. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении договоренностей – использовании переговоров в Донецке для перегруппировки сил.
В интервью «Газете.Ru» первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил, что отказ от ввода войск правильное решение.
«Оно будет способствовать снижению градуса напряженности. ДНР сформировала собственные вооруженные силы и в состоянии за себя постоять. Сейчас нам требуется российская помощь не столько военного, сколько технологического и посреднического характера. Понятно, что в случае гуманитарной катастрофы Россия нас не оставит», — сказал он.
«Газета.Ru» узнала и подробности о вчерашних переговорах от источника в ДНР.
Так, представители самопровозглашенных республик крайне болезненно отнеслись к тому, что посол России Зурабов сел на этой встрече вместе с Кучмой, на стороне представителей Киева. Собеседник «Газеты.Ru» отметил и укрепление положение Олега Царева среди руководства мятежных республик.
Именно Царева источник назвал главной фигурой со стороны юго-востока, «поскольку в Народный Фронт Новороссии вошли пять регионов, и эта структура имеет неоспоримый вес по сравнению с отдельно взятыми лидерами ДНР и ЛНР». «Все прошло достаточно безэмоционально. Обе стороны устали, поэтому и переговоры прошли сдержанно. По их окончании все встали и разошлись. Не было проведено никаких дополнительных консультаций и встреч», - отметил он.